В центре Одессы у бесплатной детской школы множатся проблемы. Недавно в нашу редакцию обратился директор общественной организации «Шахматная школа «Отрада»» Николай Мельниченко. Он утверждает: «Отраду» пытаются закрыть, а помещение — отобрать.
Кто давит на шахматную школу?
Злоключений Николая Федоровича и его школы хватит на увесистый том. Все началось с того, что ему удалось отремонтировать канализацию в доме на Уютной, 6-б и тем самым спасти здание от разрушения. Ведь раньше канализационный сток направлялся прямо под дом. После этого он получил полуподвальное помещение площадью 46,7 кв. метра в собственность и открыл там шахматную школу. Но примерно с 2010 года начались постоянные конфликты с соседями.
Соседи обвиняли Мельниченко в неправильном проведении ремонта. При этом в 2012 году они сами над этим трехэтажным домом 1900 года постройки надстроили четвертый этаж. По словам директора «Отрады», здание, не рассчитанное на такие нагрузки, теперь трещит по швам. Тем временем соседи переехали жить за границу, продав свои квартиры. А вот проблемы у школы «Отрада» не прекратились.
— В ночь на 21 июня в смежном помещении со школой кто-то вырвал окно и установил дверь. А в помещение школы проникли через окно, вырвав москитную сетку, — рассказывает Николай Мельниченко. — Все имущество школы было разбросано и поломано, частично пропало. Пропали даже флаг Украины и знамя Одессы! Кто мог это сделать? Не знаю, но подозреваю… В милиции говорят, что идет расследование, но пока никаких результатов.
Все нынешние проблемы школы «Отрада» связаны с такой, казалось бы, мелочью, как аренда двух маленьких помещений общей площадью три квадратных метра, через одно из которых проходит пожарный выход, а другое — это туалет. Если у помещения школы нет пожарного выхода и туалета, значит, она не соответствует требованиям Госслужбы по чрезвычайным ситуациям (ГСЧС, ранее — МЧС), а также санитарным нормам.
— В 2000 году, когда я получил помещение, МЧС предписало снять решетки на окнах и предусмотреть запасной пожарный выход, — вспоминает директор школы. — Решетки сняли сразу, а что касается пожарного выхода, то мы только в 2010 году смогли заключить договор с Управлением коммунальной собственности (ныне — Департамент коммунальной собственности, ДКС, — ред.) на аренду трех квадратных метров, что было утверждено сессией Горсовета.
В ДКС рекомендовали арендовать эту площадь, создав там предприятие. И Николай Мельниченко зарегистрировался в налоговой как физлицо-предприниматель: его убедили, что иначе договора об аренде не будет. Позже — деваться некуда — создал на арендованной площади сапожную мастерскую.
Позиция ДКС
Однако со временем ДКС решил разорвать договор аренды. В разъяснении ДКС, направленном «Одесской жизни» по поводу разрыва договора аренды, сказано:
«В результате проведенных проверок выполнения арендатором своих договорных обязательств было установлено, что ФЛП Мельниченко Н.Ф. в нарушение пункта 4.1 Договора аренды использовал данные помещения не по целевому назначению. Так же арендатор самовольно провел реконструкцию данных помещений. Помимо этого в адрес Департамента коммунальной собственности поступили жалобы жильцов дома на нарушение арендатором общественного порядка».
И как результат — «На основании всего вышеизложенного Департаментом было принято решение отказать арендатору ФЛП Мельниченко Н.Ф. в продлении договора аренды нежилых полуподвальных помещений по адресу улица Уютная, 6».
Николай Мельниченко утверждает, что мастерская все же работала, а соседи, подавшие жалобы, живут в соседнем доме и жалобы подавали, руководствовались своими интересами.
Кроме того, из разъяснения может сложиться впечатление, что решение о разрыве арендного договора принято в 2012 году или позже. Но это не так: извещение о разрыве договора подписано 12 мая 2011 года. Удивительно, но арендную плату за два маленьких помещения в ЖКС продолжали брать и после этого.
Кто прав — решает суд: уже состоялось 16 заседаний в Одесском хозсуде и два — в апелляционном хозяйственном. Суды неизменно вставали на сторону директора «Отрады». Сейчас дело передано в Высший хозяйственный суд Украины.
Вмешается ли руководство города?
Вроде бы, речь идет о незначительных нюансах, но именно из-за них школа оказывается не в состоянии заниматься своим прямым делом — учить детей и объединять одесситов за шахматной доской.
Удивительно, но параллельно с проведением ремонта и борьбой с недоброжелателями Николай Мельниченко ухитряется вести занятия в «Отраде». Дети и взрослые играют здесь не только в шахматы, но также в шашки и настольный теннис. Все занятия — бесплатные. Правда, в последнее время родители перестали пускать детей — боятся вечных конфликтов. И их можно понять.
Независимо от того, какое решение примет Высший хозяйственный суд Украины, дети и взрослые одесситы не должны теперь остаться без шахматной школы.
Мнение
Сергей Голубев, ответственный секретарь Федерации шахмат Одесской области:
— Мы знаем о проблеме, которая существует вокруг этой школы. Конфликт длится уже много лет. Школа «Отрада» не состоит в Федерации, однако Мельниченко к нам обращался, как это может сделать любой спортсмен. А Николай Федорович — настоящий энтузиаст, он организовывал соревнования, открытые игры, тренировки. Мы сочувствуем его проблеме, даже пытались помочь, — но безрезультатно.
Так может ОДЕССИТЫ помогут???