Представьте себе ситуацию: вы возвращаетесь домой с работы, продумываете планы на вечер — почитать книгу, посмотреть что-то интересное по телевизору или в Интернете, проверить домашнее задание ребенка… Но, попав домой, вы обнаруживаете, что электричества в квартире нет. Чтобы убедиться в страшной догадке, открываете дверцу электрического щита на лестничной площадке — и видите, что ваш счетчик опечатан. «Как? Я же исправно платил!» Увы, в подобной ситуации сегодня может оказаться практически любой одессит.
Хроника блужданий в потемках
Описанная выше ситуация произошла на днях со мной, за тем лишь исключением, что я узнал об отключении за два часа до прихода домой: мне сообщила об этом жена. Она, вернувшись с работы около 16.00 (запомним это время), обнаружила, что света нет, а в створ двери вставлено уведомление об отключении. Позвонив по указанному в уведомлении номеру, она узнала, что ей следует на следующий день (не раньше!) явиться в Южный РЭС, на улице Ильфа и Петрова, с оплаченными счетами. Итак, вот они, первые сутки без света!
На следующий день с работы жене удалось уйти только в 15.00, поэтому в конторе РЭС она была только в 15.45. Пока она предъявила платежки, прошло время до 16.00. Вопрос был улажен, но сотрудница РЭС заявила, что свет подключат на следующий день, потому что у выездных бригад на этот день все вызовы уже расписаны.
Узнав о таком развитии событий, я был в ярости. Еще бы — вторые сутки жечь свечи! Я начал звонить по всем номерам, обнаруженным на сайте «Одессаоблэнерго». Однако рядовые сотрудники сообщали, что ничего поделать не могут, и предлагали позвонить руководству. Но тут выяснилось, что уже в 16.05-16.10 никого из руководства отделов РЭС на месте застать нельзя. Я обратился по «телефону доверия», указанному на сайте предприятия. Тут же выяснилось, что это никакой не «телефон доверия», а просто справочная. И на мой возмущенный вопрос «Когда же мне подключат электричество?», сотрудница (не представившаяся) сообщила мне следующее:
— Мы ничего сделать не можем. По закону, подключение может быть произведено в течение трех дней.
— Девушка, но это невозможно! Представьте, как это — сидеть три дня без света? Я жаловаться буду!
— Это ваше право, — флегматично ответили мне.
Так моей семье второй день пришлось сидеть без света. Его включили на следующий день после обеда.
Свет могли отключить еще раньше
Перед описанными событиями произошло следующее. Примерно три месяца назад мы оплатили счет за электроэнергию через отделение «Укрпочты». После этого, примерно через месяц, пришло уведомление от «Одессаоблэнерго» о необходимости оплатить счет, иначе свет отключат. Поэтому следующий счет мы заплатили через отделение коммерческого банка.
Тем не менее, еще примерно через месяц (спустя два месяца после платежа через «Укрпочту»), к нам домой нагрянули сотрудники Южного РЭС, которое обслуживает наш дом, с намерением опломбировать наш счетчик. Хорошо, что находившаяся дома жена предъявила оплаченные счета, — обошлось без отключения. Энергетики сказали, что отметят в документах: платежи проведены, долга нет. Нам казалось, что инцидент исчерпан.
Однако мы ошибались. После того, как мы провели уже второй платеж за свет через коммерческий банк (после злополучного платежа через «Укрпочту»), жена, вернувшись домой, обнаружила отсутствие электричества.
Вопросы и выводы
В этой истории меня задело несколько моментов.
Во-первых, как известно, о возможном отключении света потребителя должны предупреждать заранее. Однако предупреждений не было: мы находились в полной уверенности, что никаких долгов с нашей стороны нет.
Во-вторых, если у «Одессаоблэнерго» существуют проблемы с получением платежей через «Укрпочту», неужели нельзя их решить или хотя бы предупредить клиентов о нежелательности оплаты через это предприятие?
В-третьих, почему решить вопрос подключения можно только в рабочее время? Это значит, что клиент должен полдня потратить на поездку в РЭС как минимум два-три часа, бросив все свои дела.
Эти вопросы можно продолжать. Но, думаю, ответ на них один. Дело в том, что мы имеем дело с предприятием-монополистом, которое, по всем правилам, рано или поздно начинает пренебрегать интересами клиентов. И вежливый по форме, но хамский по сути ответ сотрудницы справочной («телефона доверия») — яркое тому подтверждение.
Следующий вывод такой. Если мы, бытовые потребители электроэнергии, не можем повлиять на монопольный статус энергетической компании, следует каждый раз отстаивать свои права. Если нужно — в суде.
Что делать, если отключили свет?
Проведя небольшой опрос среди знакомых, я выяснил, что многие оказывались в похожей ситуации. Однако в большинстве случаев извещения об отключении все же приходили заранее. В любом случае, если вы обнаружили отсутствие электроэнергии, меры следует принимать быстро: сразу позвоните в ваш РЭС, узнайте причину отключения.
· Северный РЭС: Николаевская дорога, 237, тел.: (048) 705-28-59, 705-14-49.
· Центральный РЭС: ул. Краснова, 2-а, тел. (048) 705-26-59.
· Южный РЭС: ул. Ильфа и Петрова, 18-б, тел. (048) 705-27-59.
Также информацию можно получить в ОАО «Одессаоблэнерго»:
· сайт oblenergo.odessa.ua;
· «телефон доверия»: (048) 705-20-00, 705-23-30;
· информационно-консультационный центр (ИКЦ): (048) 705-25-00, 705-24-47.
один в один был в такой же ситуации проплатил через почту, те не получили во время пришли отключили, но это было в далекие 90-е как вижу у них ничего не поменялось. крысами были ими и остались
Почта с тех времен, по-моему, стала еще хуже. А вообще — да, 90-е снова здесь