Новости Одессы и Одесской области

Министры, служившие в Одессе, или О том, как общались с прессой высокие армейские чины

Одесса издавна имеет славные военные традиции. Имена многих прославленных полководцев тесно связаны с нашим городом. «Одесский период» был и в жизни многих современных украинских военачальников. Достаточно сказать, что в свое время в Одессе служили три министра обороны Украины и два начальника Генерального штаба. Вашему вниманию предлагаются несколько эпизодов из их жизни и службы.

Покончил с дворянским прошлым

Первым командующим войсками Одесского военного округа за годы независимости Украины стал генерал-лейтенант Виталий Григорьевич Радецкий. Он первым из высокопоставленных военных выступил на заседании Верховного Совета Украины с заявлением о том, что Украине необходимы собственные Вооруженные Силы. После этого командарма из Днепропетровска в январе 1992 года назначили командовать войсками ОдВО.

На встречу с журналистом для интервью окружной газете «Защитник Родины» генерал согласился сразу. Даже ответы на вопросы написал своей рукой. Ну, а в ходе продолжительной беседы поведал много интересного. Одним из заметных фактов в биографии командующего было его родство со знаменитым царским генералом от инфантерии Федором Радецким. Герой Шипки, отметившийся кроме этого и многими другими военными победами, был похоронен, кстати, в Одессе. Виталий Григорьевич с гордостью рассказал о том, что на протяжении всей своей военной карьеры равнялся на прославленного предка и старался быть достойным его.

– Теперь вот, получается, что я его обошел, – с улыбкой сказал командующий войсками округа Виталий Радецкий.

Но прошел год, и Виталий Георгиевич в интервью другому изданию (было это накануне назначения Радецкого на должность министра обороны) высказался совершенно по-иному. Нафантазировал, мол, все журналист. Никакой он не родственник царского генерала, а простой крестьянский сын.

Чем была вызвана такая метаморфоза, не знаю, но с дворянским прошлым генерал армии Украины В. Радецкий покончил.

Придумайте им псевдонимы

Командующий войсками ОдВО, а затем и Южного оперативного командования, генерал-полковник Владимир Петрович Шкидченко тоже впоследствии возглавил Министерство обороны Украины. Интеллигентный и образованный человек, не позволявший грубого обращения с подчиненными, он никогда особо не выпячивал, что родом из генеральской семьи.

Из всех командующих, с которыми довелось служить, Владимир Петрович больше других уделял внимания прессе. Внимательно читал он и окружную газету. Помню, как-то он вызвал меня к себе в кабинет и спросил:

– Скажите мне, сколько евреев служит в войсках Одесского военного округа?

Вопрос был неожиданным, и я в растерянности ответил:

– Не знаю, но думаю, что немного…

– Вот и я так думаю, – сказал Шкидченко. – А в вашей газете в каждом номере встречаются такие фамилии…

Мои объяснения, что все это имена корреспондентов ТАСС-РАТАУ, материалы которых использовались в газете, были признаны неубедительными.

– Ну можно же им придумать псевдонимы, – сказал Владимир Петрович.

…Помню, как однажды обратился к командующему с просьбой отправить в составе миротворческого батальона в Югославию нашего корреспондента. Учебный центр по подготовке миротворцев был развернут на базе Одесского округа, и я считал, что военные журналисты из окружной газеты просто обязаны там бывать.

– Видите ли, – ответил генерал, – я лично отвечаю за подготовку миротворцев, но на местности, на которой реально придется им действовать, смог побывать лишь недавно, после многочисленных обращений в Минобороны. Там считают, что в такие командировки должны ездить офицеры центрального аппарата… И журналисты тоже киевские…

Пресса грязью военных не поливала

В прошлом месяце Главнокомандующим Вооруженными Силами Украины – начальником Генерального штаба был назначен генерал-полковник Иван Юрьевич Свида. До этого генерал был командующим Сухопутными войсками, а еще ранее много лет служил в Одесском округе, был и командующим.

Надо сказать, что Иван Юрьевич всегда любил прессу и с уважением относился к ней. Журналисты, в свою очередь, отвечали ему взаимностью и помогали как могли. Полк Свиды, конечно, не без стараний командира, но во многом благодаря публикациям в окружной газете становился в свое время лучшим в Закавказье.

В Крыму, где генерал Свида командовал 32-м армейским корпусом, для журналистов не было закрытых тем. Хотите на полигон – пожалуйста. Желаете сами пострелять и поводить – милости просим… Может, поэтому в местной прессе своих военных грязью просто так не поливали.

Однажды, уже в Одессе, Свида провожал гостей на вокзале. Все приехали, а один где-то задержался. Поезд уже должен вот-вот отправляться, а гостя все нет. Тогда Иван Юрьевич договорился с руководством железной дороги, и отправку поезда задержали на десять минут. Опоздавший за это время успел приехать и благополучно убыл из Одессы.

Любимец офицеров, весельчак и балагур, что, казалось бы, не вяжется с обликом высокого военачальника, генерал Свида умел и организовать работу, и позаботиться о досуге подчиненных.

С годами Иван Юрьевич несколько округлился, а в молодости и лет до пятидесяти был худощавым человеком. Усы, впрочем, он носил всегда.

Так вот, чтобы упредить возможные разговоры, он тогда говорил:

– Знаю, что усами я похож на Гитлера, но это единственное наше сходство, и говорить на эту тему не стоит.

Доклад на имперском языке

Бывший дважды министр обороны Украины генерал армии Украины Александр Иванович Кузьмук служил в Одесском военном округе командиром дивизии и корпуса.

93-я гвардейская мотострелковая дивизия, которая дислоцировалась в 1993 году в Днепропетровской области и которой командовал тогда полковник Кузьмук, готовилась отмечать 50-летие со дня формирования. В командировку туда поехал наш корреспондент Петр Галчанский.

– Встретили меня на вокзале, – рассказывал коллега по возвращении, – отвезли на дачу к комдиву (дело было на праздники). Там два человека в спортивных костюмах жарили шашлыки. Один из них представился хозяином – командиром дивизии Кузьмуком, другой – его гостем. Так мы несколько часов общались, ужинали. Я задавал вопросы комдиву, и только в конце вечера новые знакомые со смехом признались, что решили разыграть приезжего журналиста и как бы поменялись местами.

Получилось, что корреспондент, думая, что беседует с Кузьмуком, расспрашивал другого человека.

После этого хозяева извинились, еще раз все вместе посмеялись, и Кузьмук ответил на все вопросы журналиста.

Уже будучи генералом, командиром корпуса, Александр Иванович Кузьмук стал осваивать украинский язык. На одном из заседаний военного совета ОДВО он выступал с докладом, и до того тяжело ему было это делать на украинском языке, что командующий войсками ОдВО не выдержал и спросил:

– Александр Иванович, вижу, как вы стараетесь говорить на украинском. Скажите, на каком языке написан ваш доклад?

– На имперском, товарищ командующий…

И в зале раздался хохот.

…Министр обороны Кузьмук мог бы сделать нашему городу подарок в виде ОИСВ, но он разрывался в своих симпатиях между Одессой и Харьковом. Подпиши генерал тогда приказ, и в Одессе был бы создан базовый военный вуз, но Харьковское танковое училище, в котором учился сам Кузьмук, подлежало бы расформированию. Принятие решения затянулось, а вскоре, после очередной смены власти, изменилась политическая ситуация, и Институт сухопутных войск из Одессы «переехал» во Львов.

Слава о нем долго гуляла по столичным кабинетам

Генерал-полковник Александр Иванович Затынайко возглавил Южное оперативное командование в Одессе после должности начальника Генерального штаба. Чем было вызвано такое назначение с понижением, в конце концов, неважно, сам генерал постоянно говорил, что прибыл в ЮжнОК реализовывать на практике ту программу, которую они разработали в Генеральном штабе.

Это был военачальник высокого ранга. И не только потому, что ростом был выше двух метров. Характером был крут, но справедлив. Своих подчиненных в обиду не давал, если было надо – разбирался сам.

Затынайко как никто другой умел разговаривать и убеждать генералов и офицеров из центрального аппарата. Любой вопрос, касающийся реорганизации войск Южного оперативного командования, а это было главной задачей на тот момент, решался в Киеве подолгу и трудно. Согласовывать очевидные на местах вопросы с Минобороны и Генштабом подчас оказывалось довольно сложно. И генерал-полковник Затынайко не мог понять, почему так происходит. Тогда он снимал трубку и звонил в Киев.

– Дорогой, – обращался он к собеседнику, – у вас без движения давно лежат документы из Одессы. Мы выбиваемся из графика проведения мероприятий. Поэтому я тебя прошу, переложи наши документы снизу пачки наверх и позаботься о их рассмотрении. Ты же меня знаешь…

После такого разговора все решалось быстро. Слава о суровом характере генерала Затынайко после его отъезда из Киева еще долго гуляла по кабинетам столицы. Ну, а потом он снова вернулся в кресло начальника Генштаба.

Выскажите ваше мнение. Это важно.
Подписаться
Уведомить о
guest
2 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
петро шуляк
петро шуляк
6 лет назад

затинайко падлюка і скотина ридкої породи

Сергей Киян
Сергей Киян
4 лет назад
Ответить на  петро шуляк

Пьедро! У вас, всех пьедорасов, узконаправленное, в одну точку, зрение.Ты не в тот глаз смотришь.Согласен, что Затынайко А.И. редкой Породы.Таких и в ВОВ, было на пальцах одной руки: Рокосовский,Василевский,Штеменко,Шапошников,Антонов. Маршала Победы Жукова, и других тоже, не причисляю,только по уровню воспитанности.Вот ты, больше — Гордов, такая же СССУКА, за что его Сталин и расстрелял.А Затынайко, действительно другой породы.Это тебе, из СибВО. Кто с ним служил и восхищался Кинг Конгом

Еще по теме
Все новости

купить квартиру в Одессе

Выбор редакции