В дни очередной Олимпиады, что проходит в Лондоне, уместно напомнить такой факт, что на первую Олимпиаду 1896 года, которая проходила в Греции, Россия посылать своих представителей не собиралась. И тогда в Афины отправилась независимая группа одесских спортсменов, похоже, уже тогда предчувствуя некую нашу суверенность. Правда, как гласит история, маршрут их был выбран крайне опрометчиво. Короче, они доехали только до Стамбула, где и застряли. Версий о причинах этого есть несколько. Одни считают, что кончились деньги (это у одесситов-то?!). Мы же, наслышанные от достойных уважения людей, что это за чудо «стамбульские базары», понимаем, почему именно там застряла делегация Одессы — там и зрителей было побольше, да и побороться уж точно было за что (во всяком случае, не за пару веток лаврового листа — такими были первые олимпийские награды).
Увы, в этом материале нам не объять необъятное, поэтому поговорим не о всех, а лишь о самом почитаемом в Одессе виде спорта, — о велосипедном.
«Быстроногая» история
Но таким ли уж новатором был Драйз?! В одном из музеев Рима находится древнеегипетский саркофаг, на котором изображён человек, едущий на устройстве, сильно напоминающем современный велосипед, едущий навстречу устройству, сильно напоминающему колесницу. Если учесть, что в те времена ещё не были выработаны принципы, сильно напоминающие правила дорожного движения, то понятно как тот человек попал в саркофаг (но и колеснице тоже досталось).
Кто-то может подумать, что только мужчины внесли вклад в дело совершенствования велосипеда. Оказывается, это не так. Некий шотландский врач Данлоп, страстный поклонник велосипеда, сконструировал чудо-машину, «близкую к совершенству», как он рекомендовал её знакомым. И действительно машина Данлопа имела надёжные жёсткие колёса, крепкую жёсткую раму и неимоверно жёсткое железное седло.
В России «быстроноги», а затем «пауки» (так назывались велосипеды с большим передним колесом) появились несколько позднее египетских
Так что велосипед крепко вошёл в историю. И тогда одесситы решили не упускать случай и тоже попасть в историю, хотя бы с помощью велосипеда, или, в крайнем случае, на нём.
Любители серьёзного профессионализма
Чтобы окончательно развеять все заблуждения, фундаторам, то есть отцам-основателям Общества, пришлось построить по адресу Ришельевская, 8, специальный велосипедный манеж. Это сразу привлекло новых желающих, так как в манеже, как в нынешнем Дворце спорта, сразу стали проводить выставки, ярмарки и даже костюмированные вечера, на которых происходила демонстрация (или как тогда говорили «дефиляция») как смелых идей конструкторов велосипедов, так и новаторских идей дамских портных. Но здесь никогда не забывали специфику Общества велосипедистов-любителей: возле кресла дамы, как правило, стоял велосипед, облокотившись на который она попивала шампанское.
Фундаторы Общества не закрывали манеж только потому, что им тоже наливали. Они убеждали и таки убедили городские власти, что совершенно не принципиально, отчего кружится голова — от шампанского или от наворачивания кругов на треке.
Но тягаться с Уточкиным им было не под силу. Известный поэт Дон Аминадо, окончивший Новороссийский университет, вспоминает, что «Уточкин ездил, лёжа на руле, стоя на седле, без ног, без рук, свернувшись в клубок, собравшись в комок, казалось, управляя стальным конём одною магнетической силой своих зелёных глаз».
Попутно соревнования стали проводить на скаковом поле Новороссийского общества поощрения коннозаводства (то есть ипподроме). Но поскольку в те времена техника езды на велосипеде была ещё далека от совершенства, живущие на ипподроме лошади, ржали, наблюдая за вольтижировкой мастеров руля. Чтобы не позориться перед каждым мерином, пришлось возводить циклодром на Михайловской площади Александровского парка (ныне парк им. Шевченко), который со временем оттуда потеснили аттракционы «Луна-парка».
Пять килограмм чистого приза
Писатель Валентин Катаев в своей книге «Волшебный рог Оберона» описал, как мальчишкой с самой верхотуры трека на Михайловской площади он наблюдал за спором трёх лучших гонщиков мира: Бадера (Германия), Макдональда (Великобритания) и Уточкина (Одесса).
Дрожки, кареты, экипажи поднимали в тот день клубы пыли на Успенской улице. Ехали и шли целыми семьями. Несли кошёлки, в которых было чем закусить, ну, и бутылки, чтобы закуска пошла впрок. А как переживали, как болели! Знатоки велосипедного спорта следили за Уточкиным с хронометрами в руках. Если кто-то из его соперников на полколеса уходил вперёд, дамы хватались за платки, утирая невольную слезу. Болельщики даже пытались заключать денежные пари. Но как можно было делать ставки, когда все ставили на Уточкина? Что оставалось делать нашему чемпиону? Не разорять же земляков — приходилось побеждать. Зато как гремел военный оркестр в его честь!
Это был праздник очередной победы Одессы. Не важно над кем, не важно на чём, главное, что Одессы. Потому что здесь жили профессионалы. Не только профессиональные спортсмены, но и профессиональные патриоты.
Сегодня ночью, 23 ноября, в Хаджибейском районе Одессы, по улице Боровского, горело складское здание. О… Read More
Сегодня, в субботу, 23 ноября 2024 года, в Одессе продолжаются плановые ремонтные работа на электросетях.… Read More
Каждый год в четвертую субботу ноября (в этом году это сегодня, 23 ноября) Украина склоняет… Read More
Сегодня, в субботу, 23 ноября 2024 года, начались 1004-е сутки с начала широкомасштабной вооруженной агрессии… Read More
Обратить внимание на три новые грани Голодомора, память жертв которого мы вспоминаем сегодня, 23 ноября… Read More
Сегодня, в субботу, 23 ноября 2024 года, в Одессе и Одесском регионе, как и по… Read More
View Comments
С некоторых пор я - "действующая велосипедистка", фанатка велосипеда. Поэтому с двойным интересом прочитала статью В.Крапивы. Как всегда, написано интересно и с одесским шармом.
Браво автору!