Бандитизм традиционно относится к числу особо тяжких преступлений, и зачастую сопровождается стрельбой, насилием и кровопролитием. К сожалению, в девяностые годы благодаря голливудским и отечественным кинофильмам бандиты стали чуть ли не национальными героями, быть которыми модно и чуть ли не престижно. А между тем, в советское время с этим явлением боролись беспощадно. Не была исключением и Одесса, славившаяся своими «мальчиками-налетчиками». О самых известных и страшных бандах Южной Пальмиры в материале нашей газеты.
Гроза оперов по фамилии Шевцов
К моменту появления в Одессе (конец 1934 года) уроженец Херсона Шевцов (он же Ермошкин, он же Цимбалист) имел пять судимостей. Очень скоро город захлестнула волна грабежей, нападений и краж, сопровождаемых убийствами. В первом квартале 1935 года были ограблены пятнадцать магазинов и четыре квартиры. Во время одного из ограблений бандиты в перестрелке убили постового милиционера Турицкого. После этого уголовники решили «залечь на дно» и покинули Одессу.
В августе того же года Шевцов вновь объявился в городе с неизвестной девицей. Об этом одесские опера узнали от своих коллег из МУРа, приславших ориентировку. К полученной информации отнеслись халатно, послав на проверку молоденького стажера Аркадия Ройзмана. Парень, увидевший в проеме двери Шевцова, даже не успел схватится за кобуру и получил пулю в лицо. После этого банда настолько обнаглела, что решила совершить покушение на… милиционера. Однако ветеран одесского уголовного розыска Москвич оказался во всеоружии и, открыв прицельную стрельбу, обратил уголовников в бегство…
Разгромить банду Шевцова удалось только 22 февраля 1936 года. В жестокой перестрелке один из ее членов был убит, а главарь банды и его правая рука Городецкий были задержаны. Ценой победы стало ранение в лицо начальника ОУР Корнутенко и смерть двух простых одесситов, которые пытались задержать Шевцова. Уже через два месяца этот преступник был приговорен к высшей мере наказания и расстрелян…
Высокий блондин на черном «Додже»
После окончания Великой Отечественной войны бандитизм в Одессе расцвел буйным цветом. Особой жестокостью отличалась группировка некого Павла Петрова по кличке Батя, которую правоохранители назвали бандой «Додж-3/4». Сам главарь был весьма колоритной личностью. Высокий блондин крепкого телосложения, он блестяще управлял автомобилем и умел метко стрелять…
Летом 1945 года на подъездах к городу со стороны Березовки, Николаева и Тирасполя были ограблены десятки колхозников. Людей жестоко избивали и отнимали у них вещи и продукты. Опера сразу же взялись за дело и сумели установить личность главаря банды. Потерпевшие сообщили, что он раскатывал по Одессе в… роскошном американском «Додже». Очень скоро на одной из улочек Слободки патрульный милицейский «виллис» чуть было не столкнулся с лихо мчавшейся машиной. У оперов был шок! Перед ними проскочил разыскиваемый всей одесской милицией Петров. Увы, но в ходе погоне тихоходное авто правоохранителей было обстреляно и заглохло…
И все же Батю взяли. Матерый уголовник «расслабился» во время гулянки со своими дружками по банде. На следующий день он собирался навсегда покинуть Одессу и перебраться в Алма-Ату. Но не судилось: отлично спланированная операция завершилась задержанием Петрова прямо в пивнушке. Добившись выхода на свободу своей жены Веры, он с потрохами сдал всю банду, состоявшую из шестнадцати человек, трое членов которой (Морда, Филин и Таранец) работали водителями в торговом представительстве иностранной фирмы. Вот откуда взялся американский «Додж»…
Кровавая бойня в совхозе под Одессой
Одно из самых резонансных и кровавых проявлений бандитизма произошло 7 июня 1978 года в расположенном под Одессой совхозе имени Кирова. Около трех часов дня к местному Дому культуры подъехала банда Урсулова, состоящая из четырех человек. Преступники специализировались на ограблениях мелких предприятий. В их арсенале были обрез, ножи, заточки, гвоздодеры и автоген. Избив и связав сторожа, бандиты приступили к «препарированию» сейфа. Однако в это время охранник сумел избавиться от связывавших его пут, добраться до телефона и позвонить в милицию. Колесо надвигающейся трагедии было запущено…
На место срочно выехала опергруппа Ленинского райотдела в составе Павла Кравцова, Николая Плыгуна и водителя Анатолия Берневеги. Подготовиться как следует не успели: один пистолет на троих (у Плыгуна), рация в машине работала только на прием. Когда Кравцов и Плыгун вошли в помещение, преступники растерялись, подняли вверх руки, однако выполнять команду «ложись!» не спешили. Плыгун для устрашения произвел три выстрела вверх. И вдруг один из бандитов рванулся к нему. Милиционер успел выстрелить на поражение и попал в руку. В этот момент пистолет заклинило, завязалась рукопашная. К сожалению, шансов выжить у двух безоружных правоохранителей не было. Плыгуна убили двумя сильными и точными ударами ножа, Кравцов дрался долго и отчаянно, отбиваясь вырванной ручкой от двери. Однако тринадцать колото-резанных ранений остановили храброго опера. Такая же судьба ожидала прибежавшего на помощь Анатолия Берневегу, но лезвие ноже прошло в миллиметре от сердца. Он выжил…
Главарь группировки Урсулов некоторое время был в бегах, однако попал под поезд, потерял обе ноги и… написал явку с повинной. Его, а также Барицкого и Димитрова расстреляли по приговору суда. А вот Кичуку, бросившемуся на Николая Плыгуна, дали пятнадцать лет. Его спасло то, что вырвав у милиционера пистолет, он бросился бежать…
Юная «Мурка» по имени Рита
Еще одна жестокая банда оперировала в Одессе в 1922 году. На ее счету более двадцати налетов и ограблений. Преступники действовали очень жестоко: пытали своих жертв, нередко убивали, сережки отрывали вместе с ушами. Милиционеры сумели ликвидировать группировку. Каково же было их удивление, когда выяснилось, что все бандиты были шестнадцати-семнадцати лет, а руководила ими женщина — некая Рита Дмитровская, которая метко стреляла (ранила сотрудника ОУР) и… блестяще говорила на английском…
В то время по Плыгуну и Кравцову другую сказку нам втолковывали в головы.
И что интересно вам втолковывали?
Плыгун, Кравцов и Берневега реально протупили, не предприняв необходимых мер безопасности, не выполнив должностных инструкций. Ехать на выезд без оружия и работающей рации — это бред. Значит, думали, что ничего серьезного, что пронесет. Во-вторых, наверное были не готовы психологически, раз Плыгун выпустил три патрона в потолок. Значит, был неготов УБИВАТЬ (к чему всегда готовы нынешние менты). Однако за все свои ошибки ребята заплатили своими жизнями, а не чужими. Они погибли в бою,а значит пали как герои. Поэтому не стоит их судить… Тот жн Берневега мог просто бежать, увидев вооруженных преступников, но он пошел на них безоружным. Вечная память…
интересная фраза выстрелил на поражение а попал в руку)))
Ваш комментарий
дела давно минувших дней. а за оперов нынешних… деньги они любят а насчет убивать -вспомните за Вапнярку где ехали Дикаев со товарищи
Павлика Кравцова знал лично ! Не смотря на то , что сам , в то время, стоял на постоянном учёте в милиции, а позже отбыл 6 лет (ст.142 ч.2 старого УК УССР), могу сказать, что это был редчайший (в самом хорошем смысле) человек этой профессии… Общаясь с представителями одесского криминального мира,не раз слышал о нём положительные отзывы… Даже формулировка редкая применялась :-«Мент с понятиями». Незадолго до его смерти, мы даже сфотографировались вместе. О его гибели я узнал уже служа в армии (Подмосковье), из статьи в еженедельнике » Огонёк». Я,по настоящему плакал,читая статью… Ни когда не забуду её название:-«Не просто схватка…». Вечная тебе память Павлик ! Царствие Небесное!