Ровно двадцать пять лет назад в схватке с бандитами погиб старший лейтенант Александр Одарий.
Образ зарывшегося в бумаги следователя в фильмах про милицию — довольно редкое явление. Скучно и уныло, хотя… правдоподобно. Народ требует зрелищ, поэтому режиссеры наполняют свои кинокартины погонями, задержаниями, стрельбой. В реальной жизни правоохранители применяют оружие не так часто. Вытаскивая из кобуры пистолет, милиционер вынужден переступать черту, отделяющую жизнь от смерти.
1 июня исполняется двадцать пять лет со дня трагической гибели старшего лейтенанта милиции Александра Одария. О перипетиях того рокового дня, смертельной схватке с бандитами и многом другом, — в материале «Одесской жизни»…
Гроза Слободки и Пересыпи
Если вы введете в Интернет-поисковик «Александр Одарий», то найдете только скупые сведения о гибели милиционера. Дата рождения, дата смерти и имена нескольких коллег по несчастью, павших в борьбе с вооруженными преступниками. Мало что знают о герое-милиционере и жители улицы, названной в его честь…
А между тем, в 1986 году имя старшего лейтенанта Александра Одария в милицейских кругах произносили с уважением. Молодой (всего 28 лет), но уже состоявшийся опер считался одним из лучших специалистов УВД горисполкома по розыску скрывшихся преступников. Разыскивать было кого, если учесть что работал Александр в РОВД Ленинского района. А это между прочим, такие неблагополучные районы как Слободка, Пересыпь, Жевахова гора.
— Нельзя сказать, что в 80-х мы имели дело с организованными преступными группировками, но опасных и жестоких преступников, промышлявших грабежами, ограблениям касс хватало, — вспоминает полковник милиции Александр Карачебан.
Три выстрела в спину
В тот роковой день 1 июня 1986 года Александр Одарий впервые после отпуска заступил на боевое дежурство. Согласно официальной версии, около семи часов вечера на пульт Ленинского райотдела милиции пришло сообщение, что в районе Жеваховой горы, на улице 8 марта неизвестные нанесли ножевое ранение гражданке Олейниковой. На место была выслана опергруппа, в состав которой входил и Саша. К работе приступили сразу: прочесывание местности, опрос свидетелей. Неожиданно наметанный взгляд Одария остановился на парне, который вел себя очень подозрительно. Было заметно, что он очень нервничал. Когда опер попросил его предъявить документы, тот начал убегать. Правоохранитель бросился за ним следом, настиг подозреваемого и после короткой схватки сумел задержать. Однако в эти минуты сзади прогремели три выстрела…
Мог пройти мимо, но вступил в схватку
А между тем, правоохранители, лично знавшие Одария, в частных беседах откровенно говорят, что Саша погиб совсем при других обстоятельствах. Подозрительного парня, которого он заметил на улице, звали Игорь Мордвинов. Ему было всего двадцать лет, однако к этому времени он уже успел отсидеть за изнасилование и выйти на свободу. 14 мая 1986 года он нанес ножевые ранения гражданину Кошульскому, потому и находился во всесоюзном розыске. Днем 1 июня Александр Одарий задержал Мордвинова и доставил его в райотдел. После окончания смены, он направился домой. Каково же было удивление милиционера, когда прямо на улице он встретил того, кого несколько часов назад оставил в камере. Как оказалось, преступник сумел бежать из райотдела.
Их взгляды пересеклись, оба узнали друг друга. Будь на месте Саши кто-то другой, возможно и прошел бы мимо, как говорится, от греха подальше. Однако Одарий слабины не дал, бросился на Мордвинова и задержал его. Однако в пылу потасовки он не заметил, что сзади к нему подбежал подельник Мордвинова, девятнадцатилетний наркоман Вадим Тирон. Выхватив из-за пояса Александра пистолет, он произвел три выстрела…
— Я могу точно сказать, что большинство из нас носили пистолеты сзади за поясом, — говорит Александр Карачебан. — Носить оружие под мышкой, как американские детективы, у нас считалось дурным тоном, смешно и нелепо. А сзади удобно…
Памяти героя…
Спустя двадцать пять лет после героической смерти старшего лейтенанта Александра Одария утекло немало воды. Не стало страны, покой граждан которой он охранял, нет больше Ленинского райотдела милиции, ушел из жизни старший брат Валерий. Однако есть улица, названная в честь отважного опера, есть мемориальная доска и есть память родных, близких, сослуживцев, а также простых одесситов. Наша редакция искренне надеется, что об Александре будет написано еще немало светлых и добрых статей. Потому что любимый должен знать о своих героях. Светлая тебе память, отважный опер…
За смерть Александра Одария Вадим Тирон заплатил самым дорогим, что у него было — собственной жизнью. Его нашли очень быстро, на поиски убийцы были брошены лучшие силы одесской милиции. В дом, где скрывались преступники, осторожно вошли два опера: Сергей Коломора и Валерий Одарий, старший брат погибшего героя. Тирон понимал, что шансов на спасение у него нет, но все-таки пошел ва-банк. С топором наперевес он бросился на милиционеров. Остановить преступника смогли только пули…
Пережил день рождения на четыре дня
Шансов выжить у старшего лейтенанта Александра Одария практически не было. Преступник стрелял в спину практически в упор. Промахнуться было сложно… Тем не менее, врачи еще восемь дней боролись за жизнь правоохранителя. К сожалению, две из трех пуль оказались смертельными. Оправиться от повреждений брюшной полости и позвоночника отважному милиционеру не удалось. Он скончался 9 июня 1986 года, спустя четыре дня после своего двадцать восьмого дня рождения…
Не первый, но дай Бог, чтоб последний
К сожалению, Александр Одарий не был единственным, кто погиб, защищая закон. За все время существования одесской милиции в схватках с вооруженными преступниками сложили свои головы 43 ее сотрудника. Больше всего оперов погибло в «лихие 90-е», когда милиционерам приходилось регулярно применять оружие. Именами погибших Александра Одария, Павла Кравцова, Николая Плыгуна и Сергея Ядова названы улицы в Одессе.