Проблема городских автостоянок остается одной из самых обсуждаемых и злободневных тем для одесситов. Состоянием этой отрасли недовольны все: автолюбители, пешеходы, чиновники и правоохранители. Отсюда и желание найти виновных: водители пеняют на нерадивых чиновников и нетрезвых парковщиков, а те, в свою очередь, жалуются на скопидомов за рулем. Кто же прав, а кто виноват? В вопросе разбирался корреспондент «Одесской жизни», на собственной шкуре испытавший, что такое хлеб простого парковщика…
Развернуться не дают «местные»
Солнечное одесское утро. Улица Малиновского. Крупнейший в городе рынок строительных материалов, именуемый в народе «Малиной». Сюда ежедневно съезжаются тысячи горожан, чтобы запастись всем необходимым для ремонтных нужд. Местная парковка считается одной из самых прибыльных в Южной Пальмире. Именно здесь мы и решили провести свой эксперимент.
Первый заместитель директора КП «Парксервис» Лилиан Стефанюк достает из багажника машины новенькую, еще запаянную в целлофан жилетку парковщика и предлагает ее надеть. Бейджик, правда не выдали, сославшись на нецелевое использование средств. Экипировавшись в салатово-белое, перехожу к делу. Мне выделен небольшой участок на десять-пятнадцать машиномест, обслуживать который буду только я. К началу моей вахты он на две трети заполнен автомобилями.
— Это те люди, которые здесь работают, — говорит мне «коллега» Николай. — Они уедут только вечером, часов в пять-шесть. Стабильно платят по «пятерику», мы, в свою очередь, внимательнее следим за их транспортом. Иногда помогаем с разгрузкой-погрузкой.
Хамство за «двушку»
Это сообщение особого оптимизма не вселяет, с таким подходом особо не заработаешь. Кроме того, автолюбители на мои энергичные призывы парковаться не спешат. Наконец, через десять минут я получаю первого клиента. Молодой парень на «Шкоде» лихо заворачивает и паркуется, не обращая внимания на мои попытки ему помочь. Выйдя из авто, сует мне две гривни и уходит.
— В основном, здесь так и дают, просить больше смысла нет, никто и слушать не будет, — делится впечатлениями парковщица Ирина. — Оно, в принципе, и правильно. Такса — гривня в час, а большинство людей со своими делами справляются за час-два.
Слова уже немолодой женщины очень быстро подтверждаются. За два часа «работы» я обслуживаю еще трех клиентов, двое из которых дают по «двушке», а один вообще не реагирует на мою просьбу заплатить.
— Таких очень много среди милиционеров, а также мелких и средних чиновников, — говорит парковщик Павел. — Интересно, что чем дешевле автомобиль, тем больше форсу у этого чиновника. В лучшем случае разворачиваются и уходят, не заплатив, а в худшем, — могут обругать и унизить.
Хозяину — «стольник», себе — «червонец»
Побыв в жилетке парковщика два часа, подвожу итоги. Ноги замерзли, голова гудит от постоянного шума проезжающих машин. Работа невероятно монотонная и скучная. В кармане шесть «честно заработанных» гривен. Проведя нехитрые расчеты, прихожу к выводу, что за полный трудовой день смог бы выручить 70-100 гривен. Согласитесь, совсем немного как для такой неблагодарной работы. Однако, по словам самих же парковщиков, и этого они не получают.
— У каждого из нас есть индивидуальный план, который нужно выполнить, — говорит Ирина. — Сейчас из-за кризиса на рынок ездит не так много людей. В связи с этим выполнить план у нас не получается никогда. Так что мы все отдаем хозяину, который возвращает нам десять-пятнадцать гривен, чтоб мы не подохли. Еще «червонец» накидывают местные торговцы, которым мы помогаем с разгрузкой. Но это же копейки…
Чиновники не при делах
По сути, искать правды парковщикам не у кого. Как построишь отношения с хозяином, так и будет. КП «Парксервис» в эти вопросы предпочитает не вмешиваться.
— У предприятия нет соответствующих полномочий, — говорит Лилиан Стефанюк. — Мы заключаем договор с конкретным предпринимателем. Он, исходя из размера обслуживаемой площади, перечисляет в казначейство определенную сумму. В их взаимоотношения с парковщиками мы не можем вмешиваться.
Планы большие, а тарифы не те?
В настоящий момент ситуация с городскими парковками находится в своеобразном тупике. С одной стороны, наполнять бюджет приходится согласно новому парковочному сбору (его размер напрямую зависит от места и размеров парковки или стоянки и составляет определенный процент (от 0,03 до 0,12) от размера минимальной заработной платы (на 1 января 2011 года). С другой стороны, нынешний тариф (1 гривна в час) не является экономически обоснованным.
— Те планы, которые ставят перед парковками, они абсолютно нереальны, — считает член постоянной депутатской комиссии по транспорту, дорожному хозяйству, связи и морехозяйственному комплексу Сергей Кушнир. — Если раньше за год с трудом собирали восемь-десять миллионов гривен, то сейчас поставлена задача — собрать двадцать миллионов…
Аналогичного мнения придерживается и КП «Парксервис».
— Конечно же, одна гривна в час — это мало. Тариф нужно срочно менять, — считает первый заместитель директора КП «Парксервис» Лилиан Стефанюк.
От гривны до миллионов
Напомним, что в настоящий момент одесским автолюбителям приходится платить одну гривну за час парковки в городе и пять гривен за час простоя в прибрежной зоне (но не более десяти гривен в сутки).
По данным КП «Парксервис», сегодня в Южной пальмире работают 78 дневных парковок (3096 машиномест). В основном парковки работают до 18.00-19.00. 50 парковок из 78 находятся в Приморском районе. В 2010 году поступление от этих предприятий в городскую казну составили почти четырнадцать миллионов гривен.
За два часа работы журналист «Одесской жизни» заработал всего шесть гривен.