Пока работал над статьей о Марии Демченко и улице, названной в ее честь, временами отдыхал, перечитывая «Ивана Чонкина» Владимира Войновича. И вот вам в этом «романе-анекдоте», как назвал его автор, пример «массового колхозного движения», вовсе не из пальца высосанный. Есть и мне что к этому добавить из своей жизни.
Но начнем все-таки с истории, рассказанной в «Иване Чонкине». Жила-была в селе батрачка Люшка – «ни валенок, ни штанов», потому зимой на улицу не выходила. Коровенку свою худосочную пасла, пока та копыта не откинула. Но тут колхозы появились, корову ей бывшую кулацкую выдали, которая по инерции неплохо доилась. Люшка в партию вступила, приоделась, «оперилась», в передовики ее записали, в газете о ней статейку состряпали. И стала вдруг Люшка зачинателем общесоюзного движения доярок, работающих ударно по ее новому методу: двумя руками дергать корову за 4 соска одновременно. Это по два в каждую руку. Выступила в кремле на съезде, заверила товарища Сталина, что с отсталой дедовской технологией покончено раз и навсегда! И началась у нее депутатская жизнь, в колхозе и как она выглядит забыли напрочь…
Очень судьба Люшки похожа на историю Марии Демченко, чьим именем при жизни назвали улицу в Одессе. Мы недавно рассказывали, как она взлетела за счет выращивания сахарной свеклы любой ценой и геноцида долгоносиков.
Прошло с той поры полвека и… ничего не изменилось. Рассказываю: после окончания Одесского института связи я с 1976-го по 1996-й годы работал на Херсонском областном радиотелепередающем центре. Среди входивших в подчинение множества районных ретрансляторов – и в селе Васильевка Каховского района.
С комплектацией квалифицированного штата на селе – ох и проблема. И вдруг команда с сАмого немыслимого партийного верха: сменного электромеханика Виктора С. с Васильевской «телевышки» заменить и отдать в распоряжение… местного колхоза.
Ситуация была – серпом по тестикулам. Через пару месяцев Виктор вернулся на смену и рассказал, что работал помощником комбайнера у своей сестры Татьяны. С подробностями рассказал.
Из комсомольской активистки, работавшей на комбайне, партия решила сотворить инициатора всесоюзного массового «движа» сельской молодежи типа «Даешь высокий урожай!». «Даешь» началось с того, что Татьяне дали ровнехонькие, как стол, «удобные» гектары, засеянные элитной пшеницей, нулевый комбайн и затребованного ею родного брата в помощники.
Разумеется, был собран ею рекордный урожай и началось: участие в съездах, поездки по всей стране для обмена опытом, встречи с отрядом космонавтов и т.д. и т.п. Это был не ее образ жизни, и он ее свел на нет. Я это понял, увидев Татьяну, когда приехал в Васильевку перед увольнением с ОРТПЦ. Но это мелочи, главное, что была всесоюзная инициатива!
И еще об одном всесоюзном массовом движении вовсе не грех рассказать «отсебятину». В годы моей работы в системе связи, министерство активно принялось внедрять так называемый «щекинский метод» (эксперимент начался на Щекинском химическом комбинате. Его принцип: рабочих меньше – продукции больше. Производительность труда решили поднять за счет материального стимулирования).
Через Херсонский ретранслятор проходило множество телефонных каналов на Крым. Эта линия считалась особо важной: правительственные каналы, Минобороны, флот и т.д. и т.п. До 10 секунд пропадания связи – техостановка, свыше 10 секунд – авария, доклад в минсвязи – короче, полный шухер!
И вдруг мы узнаем, что вот уже несколько ЧАСОВ «стоИт» главный узел связи Крыма – Симферопольская МТС – междугородная телефонная станция. С линией связи все в порядке, но сама «междугородка» оказалась обесточенной: непогода оборвала оба воздушных ввода – и от основной, и от резервной линий электроснабжения.
Должен был автоматически включиться мощный 100-киловаттный ДГА (дизель-генераторный агрегат). Но он не включился. Почему? С ним раньше все было в полном порядке, когда его обслуживал старичок – морячок, бывший флотский дизелист. Да, он нередко бывал «под балабасом» и дышал перегаром, но дизель у него работал, как швейцарские часы.
А потом его сократили, и какому-то никакому инженеру-энергетику поручили по «защекинскому», как мы шутили, методу за 30% от ставки дизелиста обслуживать ДГА. Это ж экономия какая! Но забыли видать, что стимулирование – это от древнегреческого слова «стимулос» (была такая заостренная палка, которой погонщики быков в филейные части «стимулировали», чтобы те активней трудились). Вот «запущенный» дизель и не запустился… Как стало потом известно, убытки от этой аварии были такими, что превышали зарплату сокращенного дизелиста за 90 (девяносто!) лет…
К чему все вышеизложенное? Вовсе не для того, чтобы как-то посмеяться над, вне всякого сомнения, заслуживающими уважения тружениками той эпохи сначала недоразвитого, а потом развитОго социализма. Все это было, это нужно помнить и понимать. И делать БЕЗОШИБОЧНЫЕ (!) выводы…
Читайте также: Как появился фашизм, его судьба и почему современная россия – это фашистская страна
Геннадий Труханов заявил, что не имеет другого гражданства и готов доказать это любыми способами, в… Read More
Туризм в Болграде стал одним из драйверов развития громады. Благодаря комплексной программе и финансовой поддержке… Read More
14 октября в городе частично приостановлено движение электротранспорта — не работают три трамвайных маршрута, а… Read More
За полгода стоимость аренды жилья в Одессе выросла на 50%. Город стал лидером по подорожанию… Read More
Два катера с гражданами Румынии пересекли украинскую границу на реке Дунай. Их задержали пограничники Измаильского… Read More
Во время боевого задания погиб младший сержант Алексей Готра из Тарутинской громады. Ему было 30… Read More