Спорт для одесситов всегда был образом жизни, а спортивные соревнования вызывали интерес у всех жителей города без исключения. Спортивная история Одессы началась более 150 лет назад, а первым спортивным снарядом для одесситов стал велосипед.
В Одессе первые велосипеды появились в продаже в 1869 году, а одесситы стали одними из первых, кто пересел на этот вид транспорта. В то время слова «велосипед» не существовало, а двухколесные машины называли самокатами. Однако пешеходов вид несуразной машины на двух колесах раздражал, и в других городах даже случалось, что на велосипедистов нападали, перекрывали дорогу и даже били. Были ли в Одессе такие случаи, неизвестно.
Уже через год после появления первого велосипеда в одесских газетах появилось объявление, что в городе прошло спортивное велосоревнование, организатором которого был некто по фамилии Бали. Такого рода соревнования в империи до того не проводились, и Одесса стала первым городом, где прошли велогонки.
Когда стало понятно, что поклонников велоспорта в городе великое множество, решено было создать Одесское общество велосипедистов-любителей. Оно стало первым в Одессе и одним из первых в Украине. Целью этого объединения было «сближение любителей велосипедной езды… и распространение употребления велосипеда как здорового, удобного и приятного средства передвижения».
Устав общества был утвержден в январе, а президентом клуба стал Викентий Шерцль — известный одесский спортсмен, который за год до этого совершил велопробег из Милана в Прагу. Причем дистанцию он преодолел на велосипеде, который в народе называли «паук» из-за переднего колеса, которое было полтора метра в диаметре. Правда, кататься на «пауках» одесситам пришлось недолго, вскоре их заменили велосипедами больше похожими на современные, с одинаковыми колесами — бициклетами. Ну, а сами велосипедисты получили название «циклисты».
Чтобы попасть в первый одесский велосипедный клуб, нужно было пройти жесткий отбор. Принимали туда только совершеннолетних мужчин, а для женщин и лиц с сомнительным прошлым вход в клуб был закрыт. Правда, позже для женщин сделали исключение.
Тренировал спортсменов и отвечал за проведение соревнований учитель танцев Александр Цорн. В 1893 году в Александровском парке (нынешний парк Шевченко) была оборудована «летняя станция» циклистов. Все выглядело очень серьезно и не хуже, чем в Европе: новые трибуны для зрителей, «ангары» для хранения велосипедов, ремонтная мастерская и, конечно, буфет.
Для соревнований был устроен первый в городе велотрек, который в то время носил название «циклодром». Он находился за Михайловским монастырем, там проводили как городские, так и международные соревнования, в которых принимали участие знаменитые одесские гонщики.
Циклодром имел вид прямоугольника, на его коротких сторонах были предусмотрены виражи высотой около 170 сантиметров. А вдоль длинных сторон были сооружены дорожки из новомодного по тем временам материала — асфальта шириной пять метров и длиной 350 метров. Циклодром работал до 1911 года, когда на его территории началось строительство трамвайной линии. А через год его вообще закрыли.
В Одессе работало много магазинов, где продавали автомобили и велосипеды. Но если судить по рекламе, которую размещали одесские газеты, приобрести велосипед имел счастье не каждый — это удовольствие могли позволить себе только обеспеченные одесситы. Чтобы купить велосипед в 1913 году, нужно было заплатить за него от 100 до 300 рублей, а это были весьма серьезные деньги. Однако тем, кто не мог рассчитаться сразу, владельцы магазинов шли навстречу и продавали «железного коня» в рассрочку.
Одним из первых владельцев магазинов автомобилей и велосипедов был Сергей Уточкин. Однако спортсмен из него получился гораздо лучше, чем бизнесмен. Его магазин постоянно терпел убытки и в конце концов любимец одесситов разорился.
Торговал велосипедами и Фердинан Цорн, однако семейный бизнес Цорнов процветал. Здесь продавали известные велосипеды «Дюркопп-Диана», на которых в то время катались все одесские чемпионы.
Считается, что первый велосипед на территории Украины появился все-таки не в Одессе, а во Львове. Кто-то из львовян отправился в Париж и увидел там чудо-машину на двух колесах. Это средство передвижения так понравилось украинцу, что он приобрел велосипед и привез его на родину.
Источники: usionline.com, iodessit.com
В Одесской области задержали «крота» фсб, который устроился на оборонный завод, чтобы похитить секретные военные… Read More
На побережье Лиманской громады Одесской области возле Дунайского заповедника до сих пор остаются неубранными сотни… Read More
Сегодня, 21 мая, ДТЭК Одесские электросети проводит плановые ремонтные работы. В связи с чем, часть… Read More
В среду, 21 мая 2025 года, начались 1183-е сутки с начала широкомасштабной вооруженной агрессии Российской… Read More
Активисты из организации "Деколонизация. Украина" призвали демонтировать советскую звезду с серпом и молотом, размещенную на… Read More
Об этом со скорбью сообщает Подольский горсовет. Никита Деордица родился и вырос в городе Подольск… Read More