Овации чуть ли после каждой реплики, горячие аплодисменты, благодарность в зрительских глазах, воздушная тревога к самому концу, когда артисты выходят на поклон — так прошла премьера спектакля «Золотой теленок» (композитор Александр Злотник, поэт Александр Вратарев, либретто Владимира Подгородинского) в Одесском академическом театру музыкальной комедии им. М..Водяного.
По бездорожью к несбывшейся мечте…
Спектакль был долгожданным во всех смыслах. Еще в мирные времена театр представил «Двенадцать стульев». Это тоже был мистический трагифарс, и посему очень хотелось увидеть, по каким дорогам же пустится в очередное путешествие Остап? Какие сюрпризы приготовил зрителю режиссер-постановщик, заслуженный деятель искусств Владимир Подгородинский? Да и вообще театральная премьера в наши времена воспринимается почти как чудо.
И вот снова на сцене Остап (лауреат Международного театрального фестиваля Денис Фалюта). И фуражка с шарфом — та же, и блеск в глазах, и даже мечта, по большому счету, не изменилась (очень нужна большая-большая сумма денег).
Но перед нами — иной Остап Ибрагимович. Уже без юношеского озорства, излишней веселенькой прыгучести. Еще бы: он побывал там, за гранью, врачи чудом спасли ему жизнь… Но при этом он совершенно готов пуститься в путь за приключениями и деньгами, чтобы попасть, наконец, в город своей мечты (или ему только так кажется?) — Рио-де Жанейро.
Деятельная натура Бендера — в каждом шаге, каждой фразе. Только чуть меньше суетности, чуть больше холодного расчета.
А далее и начинается та самая мистика трагического фарса, которая нам была обещана. И ключевое слово здесь — «трагического», причем многократно. Трагическое будет более чем щедро поделено на всех героев спектакля.
А фарс… Удивляться ли бурным зрительским аплодисментам, если в спектакле со столь, казалось бы, знакомым ильфо-петровским сюжетом Паниковский (Андрей Мирошниченко) появляется на сцене в окружении сразу четырех гусей. Это только мне показалось, что изображающие птиц солистки балета необыкновенно похожи на лебедей? И число их (четыре!) словно намекает, что сейчас зазвучит совсем иная музыка и иной столь долгожданный танец?..
Птицы станут сопровождать Паниковского до самого конца, равно как мечты и деяния других героев обретут плоть и кровь, кружась по сцене.
Рассказ Фунта (заслуженный артист Украины Александр Щесняк) о том, как ценны его услуги, будет сопровожден «проплытием» перед изумленным зрителем внучки героя на фортепиано (богатое приданое, обеспеченное дедушкой). Вокруг «Антилопы» и обожающего свою «лорен-дитрих» Козлевича (Сергей Богаченко) кружат некие мистические автодевы.
В трагифарсе мистически возможно все: оживает перед зрителями черная сторона жизни подпольного миллионера Корейко (Виталий Платов). Сам же он, весь в бело-бежевом, объедается копеечным борщом, столуясь у Зоси Синицкой (Екатерина Мысь) и даже подумывает жениться на этой юной хрупкой особе.
А вот Скумбриевич, Берлага и Полыхаев вроде как и «неживые» совсем, Они, обычные себе геркулесовские расхитители, представлены скорее как скульптурная композиция троих спортсменов, коих так любили устанавливать в советских домах отдыха и санаториях вместе с девушками с веслами…
Да, все как в романе: позитивный и недалекий Шура Балаганов (Ярослав Селедцов) крадут гири по известной подсказке Паниковского: «Они золотые». А как эти черные гири… оживают, покрываются позолотой и манят, манят, манят…
Так же манит Остапа далекий город Рио-де-Жанейро, который тоже оживает красивой картинкой с розовыми перьями и таким сладким музыкальным сопровождением, что дух захватывает.
…И вот уже весь в белом Остап, мечта сбылась: ничего не оставалось Корейко, как выдать гражданину Остапу Бендеру ту самую тарелочку (она же блюдечко) с суммой в один миллион. Вот только голубая каемочка оказалась пшиком, как и мечта того же цвета о Рио.
Ах, Рио, Рио… Не будет никакого Рио. А будет реальность — жесткая, черно-белая, без намеков на розовые перья и без розовых очков. Финал спектакля и потрясает, и отрезвляет.
А перед нами в конце — снова уже совсем другой Остап. И дело совсем не в том, что его, кажется, снова пытались убить, что он так и не попал в Рио-де-Жанейро и остался без денег… И что он уже не «весь в белом», а в обычной фуражке с шарфом.
И с совсем-совсем другим взглядом…
***
Дирижер-постановщик и аранжировщик спектакля — Юрий Литовко;
Художник-постановщик — заслуженный художник Украины Станислав Зайцев;
Художник по костюмам — Елена Лесникова;
Балетмейстер-постановщик — лауреат Международного конкурса артистов оперетты Виталий Кузнецов.
Фото Марии Котовой
В одесском областном МСЭК разоблачили многомиллионную схему заработка на установлении фиктивной инвалидности военнообязанным. Во время… Read More
Тихий одесский центр... Обычный дом... Да нет, пожалуй, совсем не обычный. Это же настоящий двор-сказка!… Read More
Всем привет! Желаем, чтобы эту среду вы провели бодро и с отличным настроением. А обеспечить… Read More
Сегодня, 30 октября 2024 года, – 980-й день войны в Украине. До Нового года осталось… Read More
В этот день, 30 октября 2024 года, православная церковь вспоминает по новому церковному календарю (по… Read More
В среду, 30 октября, солнечна активность будет соответствовать небольшим магнитным волнениям. Read More