25 октября мы будем выбирать мэров городов, сельских голов и депутатов местных советов. Многие из нас собираются голосовать сознательно – четко понимая, каким именно они хотят видеть будущего главу населенного пункта или депутата. Однако чем ближе «день икс», тем труднее на ком-то остановить выбор – каждый из претендентов, судя по предвыборной агитации, обладает достоинствами, исключительно бесценными для будущего избранника.
Это заслуга пиар-специалистов – тех, кто занимается созданием репутации звезд или политических деятелей. Именно от них во многом зависит, за кого мы проголосуем. В преддверии выборов мы решили познакомить вас с «кухней» избирательного процесса.
В обязанности специалистов по политическому пиару – политтехнологов входит подготовка и проведение предвыборной агитации и избирательных кампаний. Эта профессия появилась еще в незапамятные времена, когда жрецы, используя доверие и страхи соплеменников, виртуозно манипулировали их мнением и желаниями. В античном мире были разработаны свои приемы выборных технологий, а письмо младшего брата Цицерона «Краткое наставление по соисканию консульства» до сих пор используют как пособие для подготовки кандидатов в лидеры. Однако первым политтехнологом в истории принято считать Никколо Макиавелли, а современные пиарщики до сих пор используют его трактат «Государь», который флорентийский философ и политический деятель написал еще в 1513 году.
Чтобы воздействовать на мнение современного человека, конечно, нужно нечто большее, чем обычная психология. Поэтому услуги политических пиарщиков сегодня как нельзя более востребованы – ведь именно они способны убедить электорат сделать «правильный» и «добровольный» выбор. И если нам кажется, что мы голосуем за того или иного кандидата совершенно осознанно, это не всегда так. Выборы в любую ветвь власти – это очень сложная стратегия, которая складывается из множества нюансов, неизвестных простым смертным. И это не всегда «черный» пиар или какие-то обманные действия – политические технологии включают в себя совершенно легальные, но при этом не менее действенные способы влияния на мнение масс.
В среде пиар-специалистов давно известно: чаще всего на выборах побеждает не сам человек, а впечатление о нем, образ, умело созданный в сознании избирателей. При этом учитывается каждая деталь – жесты, мимика, одежда и даже прическа, а работает над этим целая команда профессионалов. Разумеется, все это стоит недешево, и позволить себе подобное могут только представители высшей ветви власти.
Первый этап «создания имиджа» – это работа над внешним видом, второй – отработка речи, то есть что, где и как кандидат будет говорить. Кроме того, будущих лидеров учат «примерять» на себя разные роли, менять интонации и тембр голоса, правильно и свободно держаться перед камерой, а жесты и слова несколько раз репетируют, чтобы кандидат вжился в образ. В дополнение к этому пиар-специалисты разрабатывают сценарий действий. Считается, что правильно созданный образ может дополнительно принести кандидату до половины голосов избирателей.
С любой целевой аудиторией пиарщики общаются на том языке, который для нее более доступен: с пенсионерами – на одном, с молодежью – на другом. При этом обращаются к электорату в различной форме – при помощи статей, плакатов, устных обращений или видео, а в последнее время активно стали использовать возможности социальных сетей. Недобросовестные политтехнологи таким образом весьма успешно управляют сознанием людей. Впрочем, в их арсенале остались и старые проверенные способы – «технические кандидаты» в бюллетенях или самые абсурдные обвинения в адрес конкурента.
Что касается предвыборного пиара, то даже младенцам известно, что он бывает «белый», «серый» и «черный». К «белому» относится все, что не противоречит законодательству и нравственным нормам: встречи с избирателями, распространение листовок, материалы в прессе и прочие честные способы продвижения кандидата. При этом лучшими объектами для агитации считаются те, кто имеет какое-то влияние в обществе, – к примеру, социальные работники, врачи или учителя.
«Серые» политтехнологии еще называют «цветным» методом, они занимают тонкую грань между легальной агитацией и запрещенными приемами. К ним можно отнести разные способы воздействия на электорат и борьбы с конкурентами – от скрытой манипуляции фактами до открытой информационной войны.
А вот с «черными» методами все не так просто – к ним можно причислить все, что так или иначе нарушает закон. А некоторые исследователи политического пиара пошли еще дальше – они относят к «черным» абсолютно все предвыборные технологии. Список методов такого пиара постоянно пополняется: здесь и подкупы избирателей, и манипуляции с бюллетенями, и «компромат» на конкурента, которому ни один научно-фантастический роман и в подметки не годится.
Большинство политтехнологов признают, что «черный» пиар, к сожалению, более действенный. Например, «высший пилотаж» для пиарщика – это привлечение избирателей на сторону своего кандидата без явной агитации и даже без упоминания его имени. Однако при этом у избирателя всегда останется впечатление, что именно благодаря ему он получил деньги или льготы, продуктовый набор или организацию медосмотра, детскую площадку или ремонт дома.
Иногда людям очень трудно разобраться в том, где проходит черта между просто агитацией и выполнением должностных обязанностей. Например, такая история была с Петром Порошенко – в предвыборное время были монетизированы субсидии и повышены пенсии. Что-то похожее произошло и сейчас. О повышении пенсий в следующем году рассказали еще месяц назад. Даже постановление Кабмина приняли до утверждения бюджета на 2021 год.
Одной из самых распространенных по-прежнему остается старая технология «двойников» – когда в бюллетене указывают данные однофамильца конкурента. При этом избиратель легко может допустить ошибку и проголосовать не за того кандидата, так как фамилия «фальшивого» кандидата обычно расположена в избирательном бюллетене раньше, чем настоящего.
Фото: www.edingagauz.md
Сегодня, 4 июля 2025 года, в связи с плановыми работами на городских электросетях некоторые одесситы… Read More
Одесский театр юного зрителя имени Юрия Олеши официально стал академическим театром. Это признание многолетнего вклада… Read More
Заведующий кладбищем одного из коммунальных предприятий в Одесском районе «продавал» места для захоронения. Read More
Вот и июль с его жарой, очередными прилетами и, конечно, «горячим» Привозом с не менее… Read More
В воскресенье, 6 июля 2025 года, в Одессе откроется выставка «Женщины, пережившие Холокост». Событие организует… Read More
Всем привет и утра доброго, а дня исключительно позитивного! Да-да, всем врагам назло, какие бы… Read More