25 октября мы будем выбирать мэров городов, сельских голов и депутатов местных советов. Многие из нас собираются голосовать сознательно – четко понимая, каким именно они хотят видеть будущего главу населенного пункта или депутата. Однако чем ближе «день икс», тем труднее на ком-то остановить выбор – каждый из претендентов, судя по предвыборной агитации, обладает достоинствами, исключительно бесценными для будущего избранника.
Это заслуга пиар-специалистов – тех, кто занимается созданием репутации звезд или политических деятелей. Именно от них во многом зависит, за кого мы проголосуем. В преддверии выборов мы решили познакомить вас с «кухней» избирательного процесса.
В обязанности специалистов по политическому пиару – политтехнологов входит подготовка и проведение предвыборной агитации и избирательных кампаний. Эта профессия появилась еще в незапамятные времена, когда жрецы, используя доверие и страхи соплеменников, виртуозно манипулировали их мнением и желаниями. В античном мире были разработаны свои приемы выборных технологий, а письмо младшего брата Цицерона «Краткое наставление по соисканию консульства» до сих пор используют как пособие для подготовки кандидатов в лидеры. Однако первым политтехнологом в истории принято считать Никколо Макиавелли, а современные пиарщики до сих пор используют его трактат «Государь», который флорентийский философ и политический деятель написал еще в 1513 году.
Чтобы воздействовать на мнение современного человека, конечно, нужно нечто большее, чем обычная психология. Поэтому услуги политических пиарщиков сегодня как нельзя более востребованы – ведь именно они способны убедить электорат сделать «правильный» и «добровольный» выбор. И если нам кажется, что мы голосуем за того или иного кандидата совершенно осознанно, это не всегда так. Выборы в любую ветвь власти – это очень сложная стратегия, которая складывается из множества нюансов, неизвестных простым смертным. И это не всегда «черный» пиар или какие-то обманные действия – политические технологии включают в себя совершенно легальные, но при этом не менее действенные способы влияния на мнение масс.
В среде пиар-специалистов давно известно: чаще всего на выборах побеждает не сам человек, а впечатление о нем, образ, умело созданный в сознании избирателей. При этом учитывается каждая деталь – жесты, мимика, одежда и даже прическа, а работает над этим целая команда профессионалов. Разумеется, все это стоит недешево, и позволить себе подобное могут только представители высшей ветви власти.
Первый этап «создания имиджа» – это работа над внешним видом, второй – отработка речи, то есть что, где и как кандидат будет говорить. Кроме того, будущих лидеров учат «примерять» на себя разные роли, менять интонации и тембр голоса, правильно и свободно держаться перед камерой, а жесты и слова несколько раз репетируют, чтобы кандидат вжился в образ. В дополнение к этому пиар-специалисты разрабатывают сценарий действий. Считается, что правильно созданный образ может дополнительно принести кандидату до половины голосов избирателей.
С любой целевой аудиторией пиарщики общаются на том языке, который для нее более доступен: с пенсионерами – на одном, с молодежью – на другом. При этом обращаются к электорату в различной форме – при помощи статей, плакатов, устных обращений или видео, а в последнее время активно стали использовать возможности социальных сетей. Недобросовестные политтехнологи таким образом весьма успешно управляют сознанием людей. Впрочем, в их арсенале остались и старые проверенные способы – «технические кандидаты» в бюллетенях или самые абсурдные обвинения в адрес конкурента.
Что касается предвыборного пиара, то даже младенцам известно, что он бывает «белый», «серый» и «черный». К «белому» относится все, что не противоречит законодательству и нравственным нормам: встречи с избирателями, распространение листовок, материалы в прессе и прочие честные способы продвижения кандидата. При этом лучшими объектами для агитации считаются те, кто имеет какое-то влияние в обществе, – к примеру, социальные работники, врачи или учителя.
«Серые» политтехнологии еще называют «цветным» методом, они занимают тонкую грань между легальной агитацией и запрещенными приемами. К ним можно отнести разные способы воздействия на электорат и борьбы с конкурентами – от скрытой манипуляции фактами до открытой информационной войны.
А вот с «черными» методами все не так просто – к ним можно причислить все, что так или иначе нарушает закон. А некоторые исследователи политического пиара пошли еще дальше – они относят к «черным» абсолютно все предвыборные технологии. Список методов такого пиара постоянно пополняется: здесь и подкупы избирателей, и манипуляции с бюллетенями, и «компромат» на конкурента, которому ни один научно-фантастический роман и в подметки не годится.
Большинство политтехнологов признают, что «черный» пиар, к сожалению, более действенный. Например, «высший пилотаж» для пиарщика – это привлечение избирателей на сторону своего кандидата без явной агитации и даже без упоминания его имени. Однако при этом у избирателя всегда останется впечатление, что именно благодаря ему он получил деньги или льготы, продуктовый набор или организацию медосмотра, детскую площадку или ремонт дома.
Иногда людям очень трудно разобраться в том, где проходит черта между просто агитацией и выполнением должностных обязанностей. Например, такая история была с Петром Порошенко – в предвыборное время были монетизированы субсидии и повышены пенсии. Что-то похожее произошло и сейчас. О повышении пенсий в следующем году рассказали еще месяц назад. Даже постановление Кабмина приняли до утверждения бюджета на 2021 год.
Одной из самых распространенных по-прежнему остается старая технология «двойников» – когда в бюллетене указывают данные однофамильца конкурента. При этом избиратель легко может допустить ошибку и проголосовать не за того кандидата, так как фамилия «фальшивого» кандидата обычно расположена в избирательном бюллетене раньше, чем настоящего.
Фото: www.edingagauz.md
На спуске Виталия Блажко стартует строительство новой дренажной системы. В связи с этим с 23… Read More
Мы живем во время исторических событий. 10 лет Революции Достоинства, 20 лет Оранжевой революции, годовщины… Read More
К руководству предприятия обратились сотрудники областной станции переливания крови с просьбой сдать кровь для нужд… Read More
В Одесской области два сотрудника районных территориальных центров комплектования и социальной поддержки продавали военнообязанным отсрочки. Read More
В Пивденном простились сразу с двумя погибшими воинами - солдатом Марковским Игорем Григорьевичем и боевым… Read More
С пятницы, 22 ноября, в Одессе возобновлена работа автобусов № 105 и №105-А по постоянному… Read More