Недавно завершилась очередная экспедиция военно-исторического центра «Память и слава» по деоккупированной части Херсонской области. «Сотни километров пути позади. Апокалиптические картины разрушенной мирной жизни. Прошитые насквозь рваным металлом поселки, дороги, лесопосадки. Смерть. Трудности и опасность», – именно так описывает заместитель председателя военно-исторического центра «Память и слава» и общественный деятель Сергей Судник то, чем они сегодня занимаются.
– Как вы занялись поисковой работой?
– Общественная организация «Военно-исторический центр «Память и слава» была основана в 2007 году в Одессе. Я сам, увлекшись темой поиска в середине нулевых, искал в Одессе единомышленников. В 2009 году мне удалось связаться с Центром, который оказался единственной действующей поисковой организацией, работающей полностью официально, со всеми необходимыми для такой деятельности документами и рабочими контактами. Я познакомился с Леонидом Суховеем, одним из учредителей Центра, знаменитым одесским краеведом, спелеологом, туристом, поисковиком. Многогранный был человек, увы, ушел из жизни в 2019 году. ВИЦ «Память и слава» был основан им вместе с Леонидом Игнатьевым, бессменным руководителем Центра.
Изначально мы занимались поиском, идентификацией личности и перезахоронением погибших солдат Второй мировой войны. Работали в местах боев на рубежах обороны и освобождения Одессы в 1941-1944 годах. За все время удалось найти, перезахоронить или передать для захоронения родственникам останки более 440 солдат той войны. Сейчас актив организации состоит из 14 человек. Это люди, небезразличные к той миссии, которую мы реализуем.
– Что вы считаете своей главной задачей?
– Поисковики – это энтузиасты, которые сознательно занимаются весьма специфической деятельностью. Всех нас объединяет не только любовь к военной истории, но и убежденность в том, что каждый погибший солдат должен быть найден, по возможности идентифицирован и предан земле. Погибшие солдаты не должны лежать в поле, лесополосах – на давно забытых боевых позициях, имея документальный статус «без вести пропавший».
– А что считаете главным результатом?
– Главным результатом, до того момента как на нашей земле началась новая война, были возвращенные из беспамятства имена, преданные земле с воинскими почестями останки погибших солдат. Тем более что по сей день родственники погибших ищут своих предков. Сейчас наша деятельность регламентируется нормами Женевской конвенции в части обмена телами погибших военнослужащих. На местах боев мы ищем, эксгумируем и идентифицируем личность не только военнослужащих Вооруженных сил Украины, но и военнослужащих страны-агрессора – рф, для обмена, возвращения с оккупированной территории тел наших солдат, передачи их родственникам и последующего захоронения.
– После окончания Второй мировой прошло более 77 лет, и до сих пор вы находили неизвестные могилы солдат той войны. Сколько же лет придется искать тела солдат, погибших в этой войне?
– Точных прогнозов никто не даст, уверен в этом. Мы просто будем продолжать свою работу, а время уже покажет.
– Ваша личная цель в этой работе?
– Моя личная цель никак не отличается от целей нашей группы. Я абсолютно уверен в том, что в этой войне мы полностью учитываем все ошибки прошлого, работая по свежим следам и с прямыми свидетелями событий. Наш путь проходит под канонаду фронта, через разбитые поселки, изрешеченные снарядами и пулями лесопосадки и поля. Я точно знаю, что не зря. Многие военнослужащие говорят нам об этом. Близкие ждут своих сыновей, дочерей, родителей, супругов дома… К сожалению, для того, чтобы проводить их в последний путь. Но как сложно бывает этот путь найти! Поисковики помогают это сделать, всеми своими силами.
– Как вы взаимодействуете с ВСУ и кто еще вам помогает?
– В условиях современного вооруженного конфликта к данной деятельности в рамках гуманитарного проекта «На щите» нас привлекло Управление гражданско-военного сотрудничества Генерального штаба Вооруженных сил Украины. Наши поисковики-волонтеры имеют многолетний опыт проведения специализированных работ и необходимую материально-техническую базу. Офицеры Центрального управления ГВС (J9) курируют все проводимые работы на деоккупированных и прифронтовых территориях.
Хочу подчеркнуть, что наша группа является волонтерской и вся наша деятельность ведется за счет наших собственных ресурсов. Мы благодарны всем, кто поддерживает нас! Отдельные слова благодарности NovaUkraine, Ротари в Украине, сети АЗС «ОККО» (обеспечивает льготные условия по топливу) и ряду одесских волонтеров.
– У каждого волонтера должна быть какая-то основная работа, источник существования. Что кормит вас и чем занимаются ваши товарищи?
– Наши волонтеры являются представителями разных профессий: автомеханики, профессиональные шоферы, муниципальные служащие, частные предприниматели, представители IT-сферы. Что касается меня, по образованию я политолог, а по факту занимаюсь развитием третьего сектора. Я возглавляю общественную организацию «Совет социального инвестирования», которая администрирует социальную краудфандинговую платформу SIPstarter: Social Investment Projects (sip-starter.com). Платформа специализируется на привлечении внебюджетных средств в социально полезные проекты. К слову, на нашей платформе каждый желающий может поддержать гуманитарный проект «На щите».
– Есть ли уже результаты вашей работы?
– В подробностях о результатах мы сможем рассказать позже, поскольку война еще идет. Скажу пока так: сотни ребят вернулись домой для подобающего захоронения на родной земле.
– Как вы восстанавливаете свою нервную систему после возвращения из экспедиции?
– Каждый в группе имеет собственный рецепт восстановления. Но, в первую очередь, залог психологического здоровья – это изначально правильное отношение к сложившимся обстоятельствам, ко времени, в котором мы живем, и, конечно, профессионализм. Не стоит относиться к нашей деятельности как к «кресту, который мы несем».
– Что запомнилось и потрясло больше всего?
– Случай, который мог произойти один раз на миллион, является подтверждением того, что чудеса случаются. Наша группа работала в селе Оскол Харьковской области. К нам подъехал представитель военной полиции и рассказал о том, что в селе Чистоводовка, на краю кладбища, есть захоронение. Двое ребят, расстрелянных в плену. Местные около трех-четырех месяцев назад захоронили там их тела. Мы решили проверить эту информацию. Была озвучена интересная деталь, что в погребении лежит пол-литровая банка, в которой находятся личные документы. На следующий день мы вместе с местным следователем поехали на указанную локацию. Разыскали местного жителя, который указал точное место захоронения. Произвели эксгумацию, а следователь составил все необходимые протоколы. Да, было подтверждено – следы насильственной смерти и остатки скотча на руках. Были найдены и документы в банке. Вечером того же дня к Леониду Игнатьеву, главе ВИЦ «Память и слава», от посредников поступило сообщение о женщине, которая ищет информацию, как выяснилось позже, именно об этом захоронении. Ознакомившись с поступившей информацией, мы выслали фотографии той самой банки с документами и места, где были найдены тела. Мы не ошиблись, родственники искали именно это захоронение, именно этих ребят. Уже на следующий день найденные тела были доставлены в Днепр.
Вот как бывает. Поисковики из Одессы, родственники из Днепра, Центральное управление ГВС (J9) из Киева, случайная встреча с военным полицейским в Осколе – и в течение двух дней была поставлена точка в судьбе без вести пропавших военнослужащих ВСУ.
Мы, конечно, можем вспомнить и самолеты со звездами в 50 метрах над головой, и «прилеты» в ближайшие лесопосадки, и курсирующую над головами фронтовую авиацию, рвущиеся ракеты ПВО. Можем рассказать о натуралистических картинах, которые нам по роду деятельности приходится видеть, но… Главное в нашей работе – это судьбы людей. Мы вестники последнего пути, ставящие точку в пути земном.
Читайте также: Как ищут тела бойцов ВСУ, что делают с погибшими оккупантами: рассказ одесских волонтеров
Беседовал Валерий Романов
Фото из архива Сергея Судника
В пятницу, 4 апреля 2025 года, в Одессе и Одесской области ожидается относительно теплая погода… Read More
Общественная организация «Деколонизация. Украина» обновила перечень населенных пунктов. Которые, по мнению активистов, необходимо переименовать в… Read More
Народный депутат из Одессы Артем Дмитрук, который бежал из Украины и объявлен в международный розыск,… Read More
Споживати правдиву та перевірену інформацію — це як вмиватися та пити чисту воду щодня. Та… Read More
В Одессе полицейские задержали иностранца, который вербовал украинок для сексуальной эксплуатации за границей. Read More
Известная мастерица блюд и выпечки Мария Саракий из Гвоздавки Первой Зеленогорской общины в свои 73… Read More