Не так уж давно именно радиовещание было самым доступным средством массовой информации. Даже в глухих деревушках, куда редко добирался почтальон с газетами, а о телевидении и не мечтали, в каждом доме имелась радиоточка. Сегодня о таких приемниках практически забыли. Но радио - невидимого собеседника - любят по-прежнему. Как для одесских слушателей делают новости и готовят радиопередачи, узнавала «Одесская жизнь».
Одесситы знали и любили его как Одесское областное радио. Несмотря на то, что в советские времена там свирепствовала цензура. В 90-е годы ее отменили, но зато, вспоминают журналисты, приходилось в эфире нередко нецензурные слова «фильтровать» — особенно во время предвыборных кампаний. И долгое время слушать радиопередачи можно было только с помощью радиоточки. Потому и аудитория у Областного была, в основном, 55+.
После реформы 2017 года радиостанция стала частью первого канала Украинского радио. Официально называется сегодня «UA: Українське радіо. Одеса». Специализируется на новостях и актуальных социально-политических темах региона.
Появилось и онлайн-вещание — сегодня радиостанцию можно услышать в любой точке мира. В результате — «помолодела» аудитория. Сегодня, по словам редактора «UA: Українське радіо. Одеса» Дианы Попковой, возрастная категория слушателей — 35+.
— У нас разговорное радио. А этот формат востребован у слушателей с определенным жизненным опытом, — считает Диана. — Мы даем им возможность подумать, пронести нашу информацию через собственный опыт, жизненные ценности и принять свою точку зрения. Наша задача — содействовать развитию слушателей.
Выходит в эфир «UA: Українське радіо. Одеса» на волнах УР1 трижды в сутки. Вещает также на частоте 91,4 FM. Планируют его работу дежурные редакторы (они же ведущие эфира) еще с вечера. Ну а потом, как обычно, жизнь вносит свои коррективы.
Так что понятий «начало рабочего дня» и «конец рабочего дня» у радийщиков практически нет. В информационном поле они находятся постоянно, чтобы не пропустить какое-либо важное событие. И в зависимости от того, что произошло поздно вечером, ночью или рано утром, может измениться тема программы. А рабочий день — начаться и в шесть, и в семь утра.
Срочный материал готовят всей редакцией, и если информация экстренная, одесская станция выходит в эфир.
— Когда в 2018 году в три часа ночи было объявлено военное положение в регионе, разработку нашего первого спецэфира ночью и начали, — вспоминает Диана. — А потом до вечера информировали слушателей о происходящих в области изменениях.
Первый эфир — в 12.10. Готовит и ведет его журналист Елена Халилова.
— Ищу все наиболее интересное, резонансное или то, что может быть полезным для наших слушателей. Если есть синхроны, надо «почистить», поднять уровень звучания, затем все собрать и расставить, согласно логике, и под конец — сделать погоду. На первое место, конечно, — экстренные новости. В Одессе они бывают очень часто: за два дня подряд два дома рухнули. И все это надо сделать оперативно, — раскрывает профессиональный процесс Елена. — Корреспондентам же к следующему эфиру требуется оббегать пять-десять инстанций, взять пять-десять интервью, все это расписать. А потом все равно выясняется, что чего-то не хватает — надо еще кого-то вызванивать. Очень стрессовая работа.
Следующий эфир начинается в 17.10. Стартует он с выпуска региональных новостей, а продолжается «Вечерней студией» — основной программой дня. Здесь рассматривают самые свежие, актуальные политические и социальные темы.
— К примеру, назначен новый глава области: анализируем информацию о нем, его обещания и то, что он реально может сделать для региона, — рассказывает Диана. — А с началом в Украине тарифных протестов отслеживаем, что происходит на Одесчине, и анализируем: насколько тарифы обоснованны и какие шаги надо предпринять для решения проблемы. Причем только одного эксперта приглашать на передачу нельзя, потому что мы должны представлять разные точки зрения.
Пока корреспонденты «в поле» собирают информацию и договариваются со спикерами, в студии идет запись радиоблога «Лайфхаки незрячей мамы» журналиста Светланы Стрельцовой — передача для позднего вечернего эфира в 20.10. В это время также выходят авторская программа Светланы «Включи соображение», посвященный здоровому образу жизни «Радийный моцион» Елены Халиловой, культурологическая «Тема с вариациями» Ирины Сечковской, а также — передачи на болгарском, гагаузском, молдавском языках.
Простые программы монтируют и полностью готовят к эфиру журналисты самостоятельно. Причем, по словам Ирины, научились этому «с нуля», в процессе работы — никто специально их не обучал.
— Во время прямого эфира все делаем сами: включаем записи и придумываем по ходу дела вопросы. Сейчас во время карантина бывают ситуации, когда люди не могут или не хотят прийти в студию. Тогда на прямой эфир его участник или эксперт может выйти по телефону, — рассказывает Ирина. — По телефону ведется и обратная связь со слушателями: звонят и комментируют в эфире — уточняют, предлагают, спрашивают.
А вообще на одесское радио слушатели звонят практически каждый день. Кто-то предлагает тему для передачи, кто-то указывает на неправильное ударение в слове. И, конечно, начинают активно звонить, если пропадает радиосигнал.
Со сложным прямым эфиром может справиться только звукорежиссер Наталья Железогло. В этом случае, чтобы человек говорил не в «голой» студии, надо вывести музыкальный фон, синхрон вовремя подать.
Записывает Наталья и передачи Светланы Стрельцовой. Молодая журналистка — полностью незрячая. При этом, помимо авторских программ, делает дежурные передачи, ведет прямые эфиры и воспитывает двухлетнего малыша. Светлана разработала свой метод начитки текстов. С помощью специальной программы сначала прослушивает каждое предложение, потом его повторяет. Для прямых эфиров часть текстов распечатывает шрифтом Брайля и считывает информацию пальцами, а за сценарием следит с помощью той же программы. Для этого у нее две пары наушников: для прослушивания эфира и для озвучки текста. А если передача выходит не в прямом эфире, звукорежиссер выстраивает радиоблоги, как маленькие радиоспектакли.
— Запись занимает много времени, но это круто для радио, — считает Наталья. — Человек, который не видит, а воспринимает мир на слух, как раз может передать слушателю «картинку», создать в его сознании «кино» — то, что, в принципе, и должно делать радио. Раньше мы и делали радиофильмы, радиопостановки. Сейчас такой возможности нет — формат другой.
Сделать большой радиоспектакль возможно лишь при хорошем финансировании. Хотя на станции хранятся в записи порядка десяти радиоспектаклей. В их создании принимало участие целое созвездие одесских артистов и режиссеров: Игорь Равицкий, Андрей Гончар, Семен Крупник, Ольга Равицкая, Виктор Раду.
В этом году средства на финансирование общественного вещателя, частью которого является «Украинское радио», выделили в полном объеме. И все профессиональные проблемы, надеются сотрудники «UA: Українське радіо. Одеса», начнут решаться. Новая студия уже появилась. А там — и техника в ней обновится.
— Когда в 90-х финансирование Областного радио прекратилось, сотрудникам приходилось выживать за счет бартерных программ. Как ни странно, почему-то именно в этот период очень мало людей уволилось, — вспоминает Ирина. — Радио — это своеобразная «болезнь». Главная его специфика — создать картинку без картинки. А когда ты слушаешь программу, понимаешь, что в первую очередь важна интонация. И потому радио, наверное, самый правдивый вид медиа.
Фото автора
Читайте также: Кто и почему объявил вне закона украинские телеканалы?
Завтра, в пятницу, 22 ноября 2024 года, в Украине и, в частности, в Одессе и… Read More
21 ноября Украина отмечает День Достоинства и Свободы в Украине - один из знаковых государственных… Read More
По прогнозу Гидрометцентра Черного и Азовского морей, завтра, в пятницу, 22 ноября 2024 года, в… Read More
Арцизскую громаду Одесской области вновь всколыхнуло трагическое известие: на фронте погиб уроженец села Главани Денис… Read More
В Одесском зоопарке появилась пара кошачьих лемуров - мальчик и девочка. Увидеть этих экзотических животных можно… Read More
Сегодня, в честь Дня Десантно-штурмовых войск Вооруженных сил Украины, «Одесская жизнь» рассказывает историю Антона Крутенко… Read More
View Comments
Я не понял: существует ли одесское проводное радио сегодня? На мой взгляд оперативную информацию в городе должен иметь каждый одессит. Хотя бы по соображениям гражданской защиты.