Одесса — безусловно, один из прекраснейших городов на Земле. «Нет! — поправят одесситы. — Это лучший город во Вселенной!» Вот только чуточку его изменить хотел, наверное, каждый. Построить новую детскую площадку, отремонтировать здание, открыть парковку или вовсе убрать автомобили, добавить зелени и очистить пляж от мусора. Идей и желаний много. Ведь город развивается и растет, меняется и стареет вместе с нами.
Ежегодно вопрос развития инфраструктуры Одессы поднимается на самых разных уровнях: от общественности до городской власти и правительства. Нам то тут, то там обещают отремонтировать, реконструировать, благоустроить. Справедливости ради, стоит сказать: что-то действительно делается, и даже довольно удачно. Но какие-то обещания пока не реализованы или вовсе по разным причинам так и остаются на бумаге.
К таким относится идея создания принципиально нового пассажирского комплекса нашего морвокзала. Для этого даже был объявлен национальный открытый конкурс на лучшую архитектурно-художественную концепцию. Среди предложений было — строительство пешеходных мостов к морвокзалу прямо от Греческого парка, создание теневой, водной, зеленой, транспортной, пешеходной, велосипедной зон и зоны кафе и ресторанов. В целом, выглядит масштабно. И даже громадина-гостиница «вписалась» в общий вид. Вот только о реализации идей речи не идет.
«Одесская жизнь» решила поразмышлять, каким бы стал наш город, если бы все проекты развития инфраструктуры были бы с успехом реализованы.
Это один из самых ожидаемых проектов городских властей. Закрыть для автомобилей хотя бы часть центра пытаются давно. Удается это с переменным успехом.
В 2018 году городские власти анонсировали превращение части исторического центра Одессы в пешеходную зону. Территорией без машин должны были стать:
В качестве эксперимента, движение автотранспорта на этих участках планировали останавливать постепенно:
Однако дальше слов дело так и не пошло. И туристы, и сами одесситы, любуясь архитектурой Одессой, продолжают петлять между припаркованными авто.
В 2018 году группа одесских архитекторов и урбанистов во главе с Аркадием Шупляковым представила проект концепции транспортно-пешеходной системы исторического центра Одессы. В частности, предлагается выделить спецполосы для «рогатых» и создать сеть скоростного трамвая из 7 веток, которая дополнится троллейбусной сетью.
Однако пока одесские власти к мнению команды архитекторов прислушиваться не спешат. Более того, собственный амбициозный проект по запуску скоростного трамвая «Север-Юг» также буксует. Этот маршрут называют «наземным метро» для Одессы, которое позволит доехать из одной крайней точки города – поселка Котовского, в другую — на Таирова, за полчаса.
Несмотря на очевидные плюсы проекта, его запуск постоянно откладывается. Слишком большие капитальные вложения требуются: от закупки новых вагонов до реконструкции трамвайного полотна. Особенно остро этот вопрос стоит в районе Новощепного ряда и на участке от улицы Пастера до Привоза, где трамвайные пути не имеют выделенной линии.
Однако этот проект все же может быть реализован, причем довольно скоро. Уже подписан договор с Европейским инвестиционным банком, в рамках которого Одесса получит 25 миллионов евро. Эти деньги позволят закончить работу над трамвайным полнотном «Север-Юг» и закупить порядка 40 новых трамваев.
Транспортные заторы, пробки, аварии. Это уже привычные нам явления. Особенно на оживленных и зачастую единственных в нужном направлении магистралях. Решить связанные с этим проблемы должны многоуровневые транспортные развязки. В Одессе были определены две первоочередные точки.
Развязку на пересечении проспектов Небесной Сотни (бывший Маршала Жукова) и Академика Глушко должны были начать строить в 2018 году. На второй уровень планировали «поднять» транспортный поток по проспекту Небесной Сотни, остальные направления останутся на «нижнем» уровне. Развязка должна облегчить движение в сторону Черноморска, Совиньона, Люстдорфа, крупным торговым центрам в жилмассиве Таирова.
Еще одним ключевым транспортным узлом, требующим реконструкции, являются знаменитые «Два столба». Здесь пересекаются Объездная дорога, Тираспольское шоссе и международные трассы «Одесса-Рени» и «Одесса-Кучурган-Кишинев». На подготовку проекта новой развязки государство выделило миллион гривен, еще 5 миллионов на проект направила областная Служба автомобильных дорог. Строительство планировалось начать в этом году. Однако пока все осталось на уровне проектных планов.
О необходимости капитальной реконструкции улицы Новощепной ряд заговорили еще в 2017 году. Первоочередным пунктом было разобраться с уличной торговлей и с припаркованным кое-как транспортом. После там должны были заменить все инженерные коммуникаци, заново проложить трамвайные пути, причем на обособленном от проезжей части участке. Для автомобилей планируют оставить по одной полосе движения в каждую сторону.
Торговцев вроде как разогнали, но хаотичная парковка по-прежнему актуальная проблема. В целом, реальные ремонтные работы обещают начать только после завершения работ на Софиевской и спуске Маринеско. В противном случае будет заблокировано движение трамваев.
Реконструкция и преображения одесских парков, как говорится, отдельная песня. Наиболее «удачные» Стамбульский и парк Победы — скорее исключение, нежели правило. Своей очереди на благоустройство сегодня с нетерпением ожидают парк Савицкого (бывший имени Ленинского комсомола), Преображенский парк и старейший Дюковский парк. Завершения работ ждет и Греческий парк.
Парк культуры и отдыха им. Савицкого запомнился одесситам чистыми прудами, где купались и катались на лодках. В мэрии восстановить былой облик зеленой зоны обещали не раз. В 2017-м даже показали, как именно планируют это сделать. По проекту, там должны восстановить пруд и зеленую зону, оборудовать места отдыха и развлечений, детские и спортивные площадки, пешеходные и велодорожки. Также тут может появится музей одесских изобретений, площадки для арт-инсталляций. Теперь «дело за малым» — только найти инвестора.
В 2016 году произошло удивительное событие — в Преображенском парке стартовали ремонтные работы. Правда, далеко не масштабные. Тем не менее, эта зеленая зона постепенно приближается к проектному виду. Помимо благоустройства самой территории парка, здесь планируют построить историко-мемориальный комплекс и музей, посвященный уничтоженному Первому Христианскому кладбищу.
Не в пример соседу, застопорилось дело по реконструкции Греческого парка. К прошлому Дню рождения Одессы была открыта арт-зона парка. Но проект она мало напоминает.
План реконструкции Ланжерона части пляжа и набережной «Ланжерон» накануне представили владельцы одесского дельфинария. Более того, бизнесмены-депутаты заявили о намерении взять на себя все расходы. «Вернем одесситам вид на море», — анонсируют проект авторы рекламного ролика. Предполагается, что длина новой набережной составит более 600 метров, а территорию расчистят от старых зданий и торговых точек.
Также застройщик обещает установить три новых фонтана (один из которых будет светомузыкальным) и памятник Александру Ланжерону. Часть набережной планируют устелить гранитным покрытием, другую — деревянным настилом.
Читайте также:
28 лет спустя: как изменились за годы независимости знаковые места Одессы
Фото: uc.od.ua, dumskaya.net, culturemeter.od.ua, Александр Ворошилов
В поселке Бородино еще до войны при поддержке государства был построен социальный Центр для пострадавших… Читать далее
На побережье Одесской области выбросило очередную морскую мину, которая была оперативно уничтожена украинскими военными. Об… Читать далее
14 февраля 2023 года военный Виталий Верес получил тяжелое ранение во время обороны Бахмута, когда… Читать далее
Сентябрь. Налилась красным цветом калина, которая является одним из символов Украины. Коллектив областного центра национальных… Читать далее
16 сентября 2024 года жители Одессы и региона ощутили подземные толчки. В домах качались люстры,… Читать далее
Второго сентября, в день рождения художника, которому должно было исполниться 70 лет, в медиацентре Любашевской… Читать далее