День в истории Одессы: 105 лет назад погиб «одесский Титаник»

15 июня 1916 года у берегов Одессы произошла самая большая катастрофа в Черном море – подорвался на мине пассажирский пароход «Меркурий».

После начала Первой мировой войны те суда, которые не были включены в состав военного флота, продолжали курсировать, перевозя пассажиров и грузы. Плавание было достаточно опасным, так как в ходе военных действий часто гибли и гражданские суда. Трагедия, которая произошла с частным пассажирским пароходом «Меркурий», стала самой масштабной морской катастрофой в Черном море.

В восемь часов утра пароход отправился в свой обычный рейс из Одессы в Херсон. Но «в 20 верстах от Одессы, на широте Дофиновки, близ селения Григорьевка, в 2 милях от берега» пароход подорвался на мине. В результате он получил пробоину в носовой части и затонул буквально в считанные минуты.

На судне началась страшная паника, обезумевшие пассажиры рвались к шлюпкам, и это только мешало команде спускать их на воду. Те шлюпки, которые успели спустить с парохода, перевернул порыв сильного ветра. Вскоре на месте гибели «Меркурия» были видны только верхушки мачт, за которые цеплялись перепуганные люди.

Сразу после получения сообщения о трагедии из Одесского порта вышли катера со спасательными принадлежностями. Но сильное волнение на море, не утихшее после ночного шторма, затрудняло спасательные работы.

Очень близко от места катастрофы проходил пароход РОПиТ «Потемкин», следовавший из Одессы в Николаев. Капитан хотел подойти к месту трагедии, однако пассажиры первого класса потребовали, чтобы он продолжал следовать своим курсом, так как боялись, что сами могут наткнуться на мину. И вопреки всем морским законам, не оказав помощи гибнущим людям, «Потемкин» ушел в открытое море.

После гибели «Меркурия» было установлено, что в живых остались всего 164 человека, а 400 пассажиров и почти весь экипаж судна погибли. Хотя пароход был рассчитан на 300 человек, на его борту находилось почти вдвое больше пассажиров, а спасательных средств хватало только на 200 человек.

Источник: uc.od.ua


Ранее мы рассказывали о том, какие объявления давали одесситы в брачных газетах.

Share
Ірина Сорокіна

Начинала свою деятельность в далеком 1989 году корректором в редакции «Вечерней Одессы». Через несколько лет стала литературным редактором, работала во всеукраинском журнале «Пассаж». И наконец, доросла до корреспондента газеты «Одесская жизнь». Моя журналистская «парафия» — материалы по культуре и истории.

Recent Posts

  • Статьи

В одесский Пассаж – на волшебный вернисаж (фоторепортаж)

Одесский Пассаж на выходных превратился в настоящий сказочный ярмарочный мир. Вход в старинное здание встречал… Read More

07-09-2025 в 22:08
  • Новости

Прогноз погоды в Одессе на 8 сентября: ждать ли перемен

По информации синоптиков Гидрометцентра Черного и Азовского морей, завтра, в понедельник, 8 сентября 2025 года,… Read More

07-09-2025 в 20:52
  • Новости

Скандальный МАФ на Ланжероне: депутаты раскрыли, кто перекрыл одесситам рассветы

Одесские депутаты выяснили, кому принадлежит МАФ Piano&coffee, внезапно «выросший» на пляже Ланжерон, что вызвало большой… Read More

07-09-2025 в 19:54
  • Статьи

Молдаванка: история и дух самого легендарного района Одессы (видео)

Молдаванка — самый знаменитый и мифический район Одессы, который за более чем 200 лет накопил… Read More

07-09-2025 в 18:39
  • Статьи

Стоимость контрактного обучения: доступно ли образование в Одессе?

Мои знакомые Лариса и Дмитрий уже много лет работают в Норвегии, но их дочь мечтает… Read More

07-09-2025 в 17:33
  • Статьи

«Живой банк» – три коровы, или Как супруги из Одесской области выживают на пенсии

У пошуках додаткових джерел поповнення сімейного бюджету подружжя пенсіонерів Миколи та Валентини Черкасових вирішило завести… Read More

07-09-2025 в 16:33