С 1 июля вырастет прожиточный минимум. В среднем на человека в месяц он составит 2118 гривен. При этом для трудоспособных этот показатель будет немного больше – 2197 гривен, для нетрудоспособных (пенсионеров и лиц с инвалидностью), соответственно, меньше – 1712 гривен.
Еще в октябре 2019-го власти страны заявили о несоответствии официального прожиточного минимума реальному и намеревались увеличить его до 4200 гривен. До октября 2020-го осталось чуть больше трех месяцев. Стоит ли ждать положительных перемен? И что значит такое резкое увеличение прожиточного минимума?
На чем базируется прожиточный минимум?
В Законе о Госбюджете-2020 Кабинету Министров было поручено «осуществить мероприятия по приближению в 2020 году размера прожиточного минимума к его реальной величине, которая по расчетам может составлять около 4251 гривни».
В декабре прошлого года состоялись парламентские слушания, по результатам которых был подготовлен проект постановления «О рекомендациях парламентских слушаний на тему «Проблемы формирования прожиточного минимума в Украине». В мае этого года Верховная Рада поддержала данный проект.
Чтобы понять, к чему пришли чиновники, проанализируем документ. Но для начала обратимся к Закону Украины «О государственных социальных стандартах и государственных социальных гарантиях», которым прожиточный минимум определяется как базовый социальный стандарт. Это значит, что на его основе должны определяться государственные социальные гарантии и стандарты в сферах доходов населения, жилищно-коммунального, бытового, социально-культурного обслуживания, здравоохранения и образования. Прожиточный минимум, по действующему законодательству, должен определяться исходя из составляющих потребительской корзины. Корзина включает наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг и должна обновляться каждые пять лет. Однако с 2000-го по 2016 год она не пересматривалась, а прожиточный минимум устанавливался на базе устаревших наборов. В 2016-м было принято новое постановление, которым социальные стандарты наборов образца 2000 года утвердили без их качественного пересмотра. Этот документ стал ответом на требование суда, но, увы, оно не было выполнено в полном объеме.
Об уровне жизни в Европе и Украине
На сегодняшний день можно утверждать, что реальный и официальный прожиточный минимумы отличаются, как минимум, в два раза. По уровню жизни, как следует из данных международных исследований, в прошлом году мы занимали последнее место в рейтинге покупательной способности граждан среди 42 стран Европы.
Чтобы приблизится к европейским стандартам, нам необходимо пересмотреть потребительскую корзину с учетом нынешних реалий и изменить подход к определению прожиточного минимума. Такая рекомендация возникла по результатам парламентских слушаний. Осталось только решить, опыт какой страны взять за основу.
Только факт
Более 43% украинцев живут на уровне бедности
Что означает прожиточный минимум и зачем его хотят поднять?
Например, в Канаде и США отсутствует понятие прожиточного минимума. Правительства этих государств для помощи нетрудоспособным гражданам используют величину месячной денежной помощи по безработице, достаточной для обеспечения пищей, но не достаточной для долгосрочного проживания. Но в большинстве стран Европы все же используют прожиточный минимум, и он достигает значительных величин.
В 22 из 28 стран Европы роль прожиточного минимума выполняет минимальная зарплата, размер которой позволяет удовлетворить потребности человека на минимально достаточном уровне. При этом прожиточный минимум никак не связан с потребительской корзиной, которая служит маркером инфляции. Ее роль – не дать снизиться уровню жизни граждан. Именно поэтому в корзину европейцев входят электронные книги и цифровой фотоаппарат, прибор для измерения артериального давления, расходы на приобретение косметических средств, корм для кошек и собак, а также затраты на аренду автомобиля и проезд на такси. Предусмотрены затраты и на культурное времяпрепровождение.
Включены в потребительскую корзину также услуги социальной сферы: доставка продуктов питания на дом, амбулаторный уход за больными, содержание в домах престарелых. Отечественный прожиточный минимум не предусматривает даже оплаты медицинских и образовательных услуг, что собственно и зафиксировано в рекомендациях. На наш взгляд, признание такого факта – уже прогресс. И это еще не все.
Почему нас считают бедными?
В зависимости от выбранного метода расчета прожиточного минимума, предлагается реализовать следующее.
Сегодня на питание у нас заложено до 60% расходов, что, по международным нормам, позволяет отнести украинцев к категории бедных.
Для реализации планов по приближению прожиточного минимума к реальности Верховная Рада должна рассмотреть три законопроекта из четырех представленных на сегодняшний момент.
В свою очередь Кабинет Министров обязан создать Межведомственную рабочую группу по разработке новой методологии определения прожиточного минимума с учетом опыта развитых стран. А затем – разработать законопроект о внесении изменений в Закон «О Государственном бюджете Украины на 2020 год» в отношении утверждения нового размера прожиточного минимума.
Кроме того, парламент обязали до 3 августа 2020 года провести аудит всех социальных выплат, которые рассчитываются на основе прожиточного минимума. Цель аудита – выяснить объемы бюджетных расходов на финансирование социальных выплат с конкретизацией по каждому их виду и по каждой категории граждан – получателей таких выплат.
Проинформировать Верховную Раду о ходе реализации рекомендаций парламентских слушаний Кабмин должен до 1 октября 2020 года.
Министр социальной политики Марина Лазебная признала, что прожиточный минимум сегодня – это «фактически уровень выживания, а не проживания» и подтвердила, что министерство совместно с профильным комитетом Верховной Рады работает над изменением методологии прожиточного минимума.
Что изменится, если прожиточный минимум увеличится в два раза?
По информации Министерства соцполитики, на сегодняшний день к прожиточному минимуму привязаны социальные выплаты, надбавки, штрафы и пошлины, которые регулируются 40 законами. Если прожиточный минимум увеличивается, соответственно увеличиваются и указанные выплаты.
Повышение минимума в два раза – огромная финансовая нагрузка, с которой государственный бюджет не сможет справиться. По этой причине такой стандарт, как прожиточный минимум, хотят отвязать от большинства выплат. Каким образом это будет сделано – пока непонятно. В то же время в рекомендациях, к примеру, идет речь о том, чтобы заменить прожиточный минимум для трудоспособных на минимальную заработную плату. Это позволит увеличить должностные оклады и зарплату работников бюджетных учреждений.
Вероятно, минимальная пенсия и помощь малообеспеченным семьям останутся единственными видами выплат, привязанными к прожиточному минимуму. Но если его увеличат, то получатели этих выплат в накладе не останутся.
В течение ночи и утра 21 августа российские войска нанесли очередной массированный удар по Украине,… Read More
В четверг, 21 августа 2025 года, из-за плановых работ энергетиков часть Одессы до вечера останется… Read More
Одесская область, получившая статус прифронтовой территории, расширяет программу бесплатного питания для школьников. С 1 сентября… Read More
Температура воздуха и воды в Одессе сейчас прекрасно дополняют друг друга, создавая идеальные условия для… Read More
Одесский горсовет объявил общественное обсуждение относительно переименования двух улиц. Но одно из предложений (переулок Молокова)… Read More
Проверки пляжей на соблюдение требований безопасности в военное время продолжаются в Одессе. По их результатам… Read More