Бессменными сюжетами для туристических открыток из Одессы остаются Оперный театр, памятник графу де Ришелье и та самая Потемкинская лестница, прославившая город в фильме «Броненосец Потемкин». Однако самым ярким символом Южной Пальмиры как много лет назад, так и сейчас, являются одесские дворики. Они представляют собой целый микрокосмос: яркие, как вывешенное белье, уютные и мелодичные, как одесские коты, и многоликие, как сами одесситы.
«Одесская Жизнь» расскажет об интересных фактах из истории одесских двориков.
Факт №1 Коммерческий. Лавовые плиты
Как и многие европейские города, Одесские тротуары и проезжие части были вымощены брусчаткой. Этот материал являлся самым популярным для отделки дорог, так как при должном качестве кладки может служить если не вечно, то очень и очень долго.
Дворы же, в свою очередь, часто имели «покрытие» другого рода — лавовый камень. Материал этот находился выше всех прочих по соотношению «цена-качество» и вот почему: по городским приданиям, парусные суда, шедшие из одесского порта к берегам Италии, везли зерно. Возвращаться обратно с пустыми трюмами было небезопасно, поскольку судно могло совершить оверкиль, то есть попросту — перевернуться вверх дном. Для этого моряки были вынуждены собирать камни на набережной и грузить ими судно. При возвращении в одесский порт операция проделывалась в обратном порядке и трюмы освобождались от ставшего ненужным балласта. Романтичная была работа у моряков XIX века, ни дать ни взять.
Позже, одесская предпринимательская жилка прочно укоренилась и дала первые всходы: дороги в разрастающейся Одессе активно прокладывались и моряки стали возить в виде балласта лавовый камень, купленный «задешево» у итальянских крестьян. По прибытию в порт, материал «сдавался» местным властям для мощения дорог. Во множестве двориков центральной Одессы лавовые плиты по-прежнему застилают собой землю, неся эту романтическую историю следом.
Факт №2 Совершенно секретный. Люнеты
Практически каждый двор Одессы сохранил у своего входа кованную решетку. К счастью, большинство из них сохранило свой первозданный вид и способно рассказать еще одну историю из прошлого нашего города, быть может, чуть менее романтичную.
Ворота чаще всего выполнялись в виде арки, преграждающей собой путь в портал. Верхняя часть кованной калитки, выполнена в виде дуги, и имеет мелодичное французское название — люнет. Именно об этом декоративном элементе и пойдет речь.
Мало кто знает, что профессия дворника в то время имела мало что общего с нынешними ЖЭКовцами. Однако, есть и нечто схожее. Например, как и сейчас, блюстители чистоты получали в бесплатное пользование жилье, что помогало сэкономить немалую сумму. Дворник работал на домовладельца и официально получал жалование от жителей вверенного ему дома. Однако формально, «работник метлы» находился в ведомстве городской полиции.
Так, для трудоустройства на работу, человек должен был пройти «собеседование» в участке. Именно по этой причине дворники часто являлись внештатными сотрудниками полиции. Они не просто поддерживали порядок, но и выполняли множество других функций. Например, охрану дома. Люнеты в воротах двора оборудовались под небольшую 1,5 метровую подсобку, в которой находились работники двора и записывали все передвижения жильцов: кто пришел, к кому, во сколько, с какой целью. Своеобразный ресепшн XIX века. Все подозрительные сведения дворник обязан был тут же передать городовому. В условленное время калитка запиралась на ключ и попасть внутрь не представлялось возможным. Таким образом, ключ приносил дворнику немалый «теневой» доход от любителей поздних визитов.
ФАКТ №3 Загадочный. Колесоотбойные тумбы
Большинство фотографий, сделанных на фоне одесского двора, захватывает в кадр небольшие черные столбики, расположенные симметрично по углам въездной арки ворот. Они аутентично вписываются в прошловековой пейзаж, однако вызывают нередкие вопросы туристов из более урбанистических городов.
В не столь далеком тележно-каретном прошлом Одессы такие сооружения помогали уберечь углы зданий от ударов колес проезжающих мимо экипажей. Выполнялись тумбы из различных материалов, чаще всего — из металла и примерно на треть закапывались в землю. С конца XIX века от применения тумб стали понемногу отказываться.
Старые колесоотбойники находятся в разных городах Европы: в Париже, Копенгагене, Тбилиси, Берлине. По одной из версией к таким тумбам также привязывали лошадей прибывшие к дому гости, а по одесским городским легендам, форма тумбы крайне подозрительно напоминает пушечный ствол, что дает основание полагать будто это ни что иное, как военные трофеи.
По одной из городских легенд, руку к возникновению названия города приложил сам герцог де Ришелье. При попытке опровергнуть слухи среди приближенных императрицы о том, что место, выбранное для города, крайне неудачное ввиду острого недостатка пресной воды, градоначальник изрек на французском «Assez d'eau». В переводе — «воды достаточно». В транскрипции же фраза выглядит как «асседо», что при прочтении справа налево, звучит как Одесса.
Проверить правдоподобность этого факта не представляется возможным, однако проблема нехватки пресной воды была никакой не выдумкой и преследовала одесситов еще как минимум век после знаменитой фразы.
Ярким напоминаниям о мытарствах с водой наших предков являются дворовые фонтанчики, колодцы и колонки, призванные помочь решить создавшуюся проблему. Очень многие дворики на Молдаванке и в центре города могут похвастаться таким своеобразным историческим памятником. Для того, чтобы оценить масштаб проблемы, стоит отметить, что ведро воды в 1796 году стоило 10-15 копеек в противовес 20 копейкам за фунт свежего мяса.
Колодцы рыли преимущественно в тех районах, где грунтовые воды пролегали относительно неглубоко. Вместе с тем качество колодезной воды оставляло желать лучшего, поэтому местные власти постоянно пребывали в поисках решения. Название Колодезного переулка напоминает о тех временах. Многие владельцы домов устанавливали в своих дворах крытые бетонные цистерны для сбора дождевой воды.
ФАКТ №5 Горячий. Печное отопление
Последним интересным фактом о недавнем прошлом одесских двориков, станут памятки о печном отоплении. Если посмотреть на крыши старых домов в центре Одессы, все они будут усеяны дымоходами, красноречиво напоминающими об ушедшей эпохе.
В XIX и в начале XX века Одесса жила, что называется, на дровах. В каждом доме была установлена печь, чаще всего располагавшаяся на первом этаже. Каналы в стенах транспортировали тепло выше по дому и логично заканчивались дымоходом на крыше. В некоторых парадных остались металлические саркофаги, в которые были облицованы отопительные сооружения.
В больших домах часто была «разветвленная» система отопления, где от основной печи и ее канала, расходились каналы поменьше. В такой системе отопления печные заслонки могли находиться в каждой квартире.
В доходных домах, коих в Одессе было бесконечное множество, квартиры сдавались с дровами/без дров. Без дров оно конечно, было дешевле, но с дровами гораздо комфортее. Дрова хранили во дворе, как и многие другие необходимые для хозяйственных нужд вещи. К слову, именно этим часто и объясняется строение дворов-колодцев, дабы спрятать ненарядную бытовуху от глаз прохожих горожан. Дворник рубил дрова и относил их в каморку под черной лестницей. Когда дрова подсыхали, они раздавались жильцам. В то время как в зажиточных домах звучало «Эй, Захар! Растопи печь!».
Зато дворики без примечательностей, а их 99 %, дворники вообще не посещают (или заходят только чтобы положить инструмент), хотя деньги за это регулярно получают. Предлагаю в каждом ЖЭКе устроить обязательные экскурсии для их руководства «по дворикам» с обязательной же уборкой тех, которые не убраны силами экскурсантов без откладывания в долгий ящик. Все объяснения заслушивать по окончанию уборки.