Недавно президент Петр Порошенко, высказываясь в поддержку медицинской реформы, отметил важность развития телемедицины. Этот вопрос не на шутку всколыхнул общественность, ведь это означает, что даже в самых отдаленных селах, где нет ни больниц, ни даже амбулаторий, у людей появится возможность консультироваться с опытными узкими специалистами, не выходя из дома. «Одесская жизнь» выяснила, так ли это на самом деле, и что подразумевает система телемедицины.
Вы удивитесь тому, насколько идея телемедицины не нова. Переговоры с международными специалистами по вопросу внедрения таких проектов в нашей стране начались еще в 1994 году. С конца 1990-х начала развиваться национальная сеть теле-ЭКГ (электрокардиограмма), а уже в 2000 году был создан первый в стране телемедицинский центр в Донецке. Спустя 10 лет Министерство здравоохранения издало приказ № 261 (от 26.03.2010) «О внедрении телемедицины в учреждениях здравоохранения». А два года назад — приказ № 681 «Об утверждении нормативных документов по применению телемедицины в сфере здравоохранения», которым определило порядок организации такой помощи на всех медицинских уровнях (всего их три) и список учетной документации для кабинетов телемедицины. Кстати, по заключению экспертов, украинская нормативная база в этой сфере является одной из лучших в мире.
Для Одесской области телемедицина тоже не новинка. С 2008 года в Одесской областной клинической больнице функционирует телемедицинский центр, который рассчитан как на внутриобластное консультирование (к нему сразу были присоединены пять районов области), так и на международное. Как отмечают медики, больше всего запрашиваемых консультаций — хирургические, на втором месте — терапевтические, на третьем — акушерские. Здесь даже практиковали международное консультирование по болезни Паркинсона. Районные больницы тоже не отстают. Так, в Кодымском районе диагностический центр телемедицины на базе ЦРБ был создан и начал работать еще в 2012 году.
В чем суть «новшества»?
В чем же преимущество такой системы и что конкретно она дает людям? Ответ на этот вопрос кроется в самом определении телемедицины. Это комплекс инструментов и мероприятий по организации медицинской помощи там, где расстояние является критическим. То есть направлена такая система в первую очередь на те населенные пункты, где врачей нет вообще или есть, но не того профиля, который в данный момент пациенту нужен. Но кроме того, телемедицина помогает даже в современной оснащенной и укомплектованной кадрами больнице, когда случай требует консультации зарубежных специалистов или наших же медиков, но из узкопрофильных медучреждений, например, НИИ.
Есть несколько уровней внедрения телемедицины. Самый «продвинутый» — это, конечно, кабинеты или целые отделения, оборудованные компьютерами, видео- и аудио-связью, а также медицинской техникой, которая принимает и обрабатывает отправленные на нее дистанционно параметры пациента. Для этого у «отправителя» (семейного врача, врача «скорой», фельдшера или медсестры) должен быть набор инструментов, которые такие параметры (ЭКГ, пульс, уровень кислорода в крови) могут снимать. Отметим, что большинство частных «скорых» и некоторые муниципальные уже давно оборудованы наборами для передачи данных ЭКГ, параметров крови и других исследований напрямую специалисту в больнице. Это дает возможность оперативно и более правильно оказать помощь пациенту.
Вариант первый. В населенном пункте есть только медсестра или фельдшер. Он приходит на вызов и сталкивается с ситуацией, в которой ему не хватает квалификации. А в ЦРБ, например, у пациента есть свой семейный врач, который наблюдает его годами. Тогда фельдшер снимает показатели состояния здоровья пациента и отправляет их его семейному врачу при помощи специальных инструментов телемедицины. Тот оценивает ситуацию и принимает решение в отношении больного.
Вариант второй. Семейный врач наблюдает больного и испытывает затруднения в диагностике. Обычно пациенту в таком случае советуют пойти на консультацию к узкому специалисту. Но не всегда можно определить сразу, к кому идти. Даже у головной боли могут быть самые разные причины, поэтому и разбираться с ней могут по очереди невропатологи, ревматологи и онкологи. Чтобы человек не тратил время и деньги на поездки в райцентр, за него на такую консультацию «идет» его семейный врач. Он связывается с нужными специалистами, предает им анамнез больного, результаты его анализов, снимков и формирует запрос. Получив ответ, он определяется с дальнейшей тактикой лечения.
«Если не будет решения руководства области, то все это будет «занятием в свободное время». А я против такой «внеклассной работы». Она должна оплачиваться, для нее должны быть определены специалисты, отведено время. Ведь за каждую консультацию кто-то должен нести ответственность, должна вестись отчетность», — комментирует новинку Виталий Осташко, невропатолог (г.Киев).
Таким образом, для пациента изменится лишь результат его обращения к своему медику. Процедура останется прежней. У него не появится возможность связаться по скайпу с главным врачом Института рака и рассказать о том, что болит. Инструментами телемедицины будет пользоваться врач. Лишь в редких случаях видеосвязь с пациентом будет уместна и необходима, но, опять же, по инициативе лечащего врача.
Утром 17 ноября российская авиация нанесла мощный удар по объектам украинской энергетики. Одесский район вместе… Read More
По прогнозам синоптиков, завтра, в понедельник, 18 ноября 2024 года в Одессе и Одесской области… Read More
Сегодня в рубрике «Одесской Жизни» об истории одесских улиц и о людях, в честь которых… Read More
В компании ДТЭК назвали имена двух энергетиков НЭК «Укрэнерго», погибших сегодня утром, 17 ноября, во… Read More
Сегодня, в воскресенье, 17 ноября 2024 года, в Одессе из-за введенных экстренных отключений света в… Read More
Пока в Украине продолжаются разговоры о демографическом кризисе, женщины продолжают рожать даже в условиях войны.… Read More