Имеют ли право на досмотр и проверку покупателей охранники супермаркетов?
Каждый из нас не единожды сталкивался с бестактным поведением охранников в супермаркетах. Выбираешь товар – за тобой непрерывно следят, заставляют показать сумку на выходе и оставлять вещи в шкафчике на входе… Подобные подозрения в том, что ты «нечист на руку», очень оскорбляют. А ведь согласно Закону и этическим нормам, большинство подобных действий охраны в супермаркетах являются абсолютно противоправными.
Часто при входе в супермаркет охрана вежливо «рекомендует» оставить вещи в специальном шкафчике. При этом ячейки не всегда закрываются на ключ, а на дверцах висят объявления о том, что «администрация не несет ответственности за сохранность вещей». А кто же тогда будет отвечать за пропавшую сумку, и должны ли мы оставлять вещи в камерах хранения вообще?
– Воспользоваться камерой хранения – это право, а не обязанность покупателя, – поясняет юрист Ольга Шелест. – Они созданы для удобства клиентов, а не для того, чтобы охранникам было проще следить за порядком. У нас нет закона, в котором бы говорилось, что покупатели обязаны оставлять сумки в ячейках. Пока законодатели не запретят проносить на территорию магазина личные вещи, покупатели могут это делать без малейших сомнений.
Если охранник будет настаивать, необходимо позвать администратора и объяснить верность своей позиции ему. Не обслуживать покупателей только из-за того, что те не оставили личные вещи в камере хранения, магазин не имеет права.
«Показывать сумки» мы не должны
Согласно Закону, просьба раскрывать сумку и предъявлять ее содержимое охраннику магазина без видимых на то причин также не является правомочной.
– В пункте 6 ст. 11 Закона Украины «О милиции» закреплены категории лиц, досмотр вещей которых возможен, – рассказала юрист. – Это лица, подозреваемые в совершении преступления; лица, которые совершили административные правонарушения; лица, которые имеют признаки выраженного психического расстройства и создают в связи с этим реальную опасность для себя и окружающих, и др.
При этом, по словам Ольги, данные лица должны быть задержаны работниками милиции и содержаться в специально отведенных для этого помещениях (п. 5 ст. 11 ЗУ «О милиции»), а не при входе в супермаркет.
Что делать в случае конфликта?
Если вас все же подозревают в совершении кражи товара, и апелляция к собственной порядочности не помогает, юристы советуют жаловаться…
– Бояться строгих взглядов и настойчивых требований охранников не нужно, – успокаивает Ольга Шелест. – В случае конфликтных ситуаций отстаивайте свои права, ссылаясь на конкретные законы, и оставляйте свои замечания в «Книге жалоб и предложений». Также можете обращаться с жалобами в Управление по защите прав потребителей.
Куда звонить, если нарушают ваши права?
Главное Одесское областное управление по делам защиты прав потребителей, тел. 728–38–03
Автор: Ирина Тютрина
В Одессе неизвестные разбили надгробия на одном из городских кладбищ. Обстоятельства инцидента расследуют в полиции. Read More
Сегодня, в субботу, 12 июля 2025 года, начались 1235-е сутки широкомасштабной вооруженной агрессии Российской Федерации… Read More
Субботним утром, 12 июля 2025 года, в Одессе тушили пожар в одной из квартир жилой… Read More
12 июля 1894 года родился писатель, сценарист и драматург, журналист и военный корреспондент Исаак Бабель.… Read More
Сегодня, в субботу, 12 июля 2025 года, из-за плановых работ энергетиков часть Одессы до вечера… Read More
Один из 15 проектов, предусмотренных межправительственным соглашением с Южной Кореей, касается строительства мусоросжигательного завода в… Read More
View Comments
Автору благодарность!