Накануне Дня авиации Украины мы решили немного приоткрыть эту завесу загадочности и посмотреть, как одесские стюардессы «учатся летать»…
Кто из нас хоть раз в жизни не мечтал навсегда покончить с серыми буднями и стать, к примеру, бортпроводником самолета? Небо, новые города и страны, общение с интересными людьми – все это делает работу стюардесс одной из самых романтичных. И то, что мы так мало знаем об этой профессии, только добавляет ей таинственности.
Когда мы приехали в Одесский аэропорт знакомиться со стюардессами, как раз совершал посадку самолет «Одесса-Варна-Одесса».
– Мы сегодня с самого утра были в рейсе, но сейчас я свободна и с удовольствием пообщаюсь с вами, – бодро сказала, здороваясь на бегу, старшая бортпроводница авиакомпании «Южные авиалинии» Юлия Подсевальникова.
Доброжелательный взгляд, приятная улыбка, располагающая внешность, голубая форма под цвет глаз – Юля просто идеальный образ стюардессы для рекламного плаката. Сейчас она выступает нашим гидом в экскурсии по новому шведскому самолету SAAB. Стараемся не терять время даром и как можно подробней узнать, каково это – быть лицом авиакомпании.
– Бортпроводница – это визитная карточка компании, – не без гордости сообщает Юлия. – Пассажир не видит ресурсов самолета, не видит, какие там моторы стоят, он видит красивую стюардессу, уютно приготовленный салон и отношение к себе.
С распущенными волосами в рейс не выпустят
По словам Юлии, стюардессы всегда обязаны быть в форме. Причем, во всех смыслах. Существует определенный дресс-код: специальная форма одежды (летний и зимний варианты), туфли на невысоком каблуке, минимальный макияж и аккуратно убранные волосы.
– Все эти требования закреплены в должностной инструкции, – поясняет Юлия. – За их нарушение бортпроводница просто не допускается к рейсу.
Однако не все обладательницы безупречной внешности смогут работать бортпроводницами в авиакомпании. Наиболее жестким критерием отбора претенденток является «железное» здоровье.
Красота спасет от паники
Психологами доказано, что человек больше доверяет тому, кто ему симпатичен внешне. Поэтому привлекательная внешность бортпроводниц играет еще и стратегическую роль, сводящую к минимуму панические настроения, агрессию и хаос среди пассажиров, которые доверяют улыбчивой и спокойной в любой ситуации стюардессе.
К слову, параметры для бортпроводников в авиакомпаниях задаются практически модельные – приятная внешность, рост от 165 до 175 см, средний вес. Также у претендентки не должно быть дефектов речи. Для мужчин требования идентичные (только рост бортпроводника-мужчины может достигать 180 см).
Далее, по словам Юрия Молода, претендентка на вакансию стюардессы проходит собеседование, на котором проверяют уровень знания английского языка и проводят определенные психологические тесты.
– У потенциальных стюардесс приветствуются такие качества, как коммуникабельность, радушие, уравновешенность, доброжелательность, – подчеркнул Юрий Александрович. – Если данные этапы успешно пройдены, претендентка направляется в главный учебный и сертификационный центр гражданской авиации Украины.
В курс подготовки, который длится три месяца, входит изучение специализированных предметов по основам авиации, оказанию медицинской помощи, психологии и т.д. На практических занятиях будущих бортпроводников знакомят с аварийно-спасательным оборудованием самолета и порядком действия в аварийных ситуациях.
По словам начальницы борпроводников, сегодня в авиакомпаниях большинство экипажей составляют именно девушки-бортпроводницы, однако наметилась тенденция увеличения количества мужчин-бортпроводников.
«Не успеет мой парень положить какую-нибудь вещь, как я тут же убираю ее»
На вопросы о романтике собственной профессии бортпроводницы отвечают, что небо со временем становится просто родным.
– Я работаю бортпроводницей с 2003 года, – поделилась старшая бортпроводница Юлия. – Та искорка романтики и восхищения, которая была при первых полетах, уже немного потухла, но работой я полностью довольна.
Однако профессия все же оставляет свой отпечаток и на личной жизни.
– На борту положено, чтобы всегда все было убрано по полочкам и зафиксировано для безопасности, – рассказывает Юля. – Поэтому дома у меня выработалась такая же привычка: я постоянно все куда-то убираю! Мой молодой человек еще не успевает что-то достать, как я тут же складываю это в шкаф…
– А встречаются ли «нештатные» ситуации? – спрашиваю у Юлии и ее подошедшей коллеги Ларисы Ткачук.
– Бывает, – отвечает Лариса. – Помню, в 1991 году мы совершали рейс «Ташкент-Грозный-Одесса». Я работаю стюардессой уже давно. В Грозном была заправка самолета. Когда мы уже взлетели, к нам подошел высокий крепкий мужчина. В одной руке он держал коробку, а в другой – фотографию своей дочери. Он сообщил, что у него бомба, что терять ему нечего, и потребовал, чтобы самолет летел в Турцию.
В инструкции по безопасности закреплено, что экипажу самолета необходимо выполнять все требования террористов, поэтому самолет начал менять рейс. И все же мы попробовали изменить ситуацию. Первым на переговоры вышел бортинженер. Он попытался выяснить, чего хочет террорист. Но мужчина на вопросы не отвечал, а только и делал, что глотал таблетки горстями.
Сначала мы все очень распаниковались, но профессиональная выучка не подвела. Я с напарницей взяли себя в руки и пошли объяснять разволновавшимся пассажирам, что изменение рейса вызвано тем, что нам просто не могут дать посадку в Одессе.
Экипаж связался со службой безопасности и попытался изменить рейс, но спокойный до этого мужчина вдруг бросился к нам с криками, что его не обмануть, что он пять лет в тюрьме был и готовился к этому, что знает, солнце должно быть с другой стороны, поэтому требует немедленно направить рейс снова в Турцию. Он угрожал, что у него в самолете есть сообщники, поэтому никаких отклонений от его требований быть не должно.
Террориста мы пытались убедить, что топлива до Турции не хватит, и необходимо совершить посадку в ближайшем городе, но тот настаивал на своем и угрожал взорвать самолет. Было страшно, но внешне мы были очень спокойны, поэтому о том, что совершена попытка угона, пассажиры узнали только тогда, когда мы приземлились.
В Турции посадку нам не разрешили, поэтому мы сели в Бургасе (Болгария). Террорист не верил, что это Турция, требовал доказательств и сказал, что сдастся только турецким войскам. Мы три часа стояли с включенными двигателями, окруженные группой захвата, и ждали, пока найдут человека, владеющего турецким языком. Этим человеком оказался посол Турции в Болгарии, который сильно волновался и периодически говорил по-болгарски. Террорист, однако, не придал этому значения и вышел из самолета в полной уверенности, что он в Турции…
У меня до сих пор мурашки по коже, когда я вспоминаю этот рейс. Но некоторые моменты того полета мы с подругой вспоминаем даже со смехом.
Я уже рассказывала, что поначалу мы очень испугались, но старались друг друга поддерживать. И вот мы с Викой, второй бортпроводницей, вспомнили, что на нас надето не очень красивое утепленное белье.
– Лора, давай хоть эти панталоны снимем, – предложила мне Вика. – А то потом будут нас выносить, а мы в таком белье некрасивом…
– Ой, а вы чай или кофе хотите? Или, может быть, просто воду? – участливо спрашивает Юлия после некоторой паузы, любезно улыбаясь.
После этих слов становится понятно, что истинное призвание стюардессы создавать уют и комфорт не исчезает даже с окончанием рабочего дня…
А еще был случай
– Один раз уже при самом окончании посадки на рейс привели дедушку, но питание на него расписано не было. У дедушки же среди вещей была огромная авоська продуктов. Проводницы решили его предупредить, что во время рейса питания ему не будет предоставляться, и спросили, согласен ли он лететь без питания. Дедушка подумал минуту, потом сказал:
— А Бог с ним, с этим питанием, — выбосил свою авоську и поднялся на борт.
Ирина АРТЮШЕНКО
Сегодня ночью, 23 ноября, в Хаджибейском районе Одессы, по улице Боровского, горело складское здание. О… Read More
Сегодня, в субботу, 23 ноября 2024 года, в Одессе продолжаются плановые ремонтные работа на электросетях.… Read More
Каждый год в четвертую субботу ноября (в этом году это сегодня, 23 ноября) Украина склоняет… Read More
Сегодня, в субботу, 23 ноября 2024 года, начались 1004-е сутки с начала широкомасштабной вооруженной агрессии… Read More
Обратить внимание на три новые грани Голодомора, память жертв которого мы вспоминаем сегодня, 23 ноября… Read More
Сегодня, в субботу, 23 ноября 2024 года, в Одессе и Одесском регионе, как и по… Read More