В мире, наверное, уже не осталось такой страны, мужчины который не были бы покорены красотой и южным темпераментом наших одесситок. Но это только малая толика их достоинств. Если в политике пока у нас лидируют мужчины, то в бизнесе, культуре и духовной жизни одесситки добились таких высот, которые мужчинам и не снились.
— Как правило, откуда Вы черпаете вдохновение, новые идеи и прочие изобретения в профессиональной культурной деятельности?
— Если сравнивать саму по себе культурную жизнь Америки и Украины, какую основную разницу, будучи там, Вы для себя отметили?
— Умение объединяться и создавать свои мини-сообщества, двигателем которых выступает бескорыстный волонтерский труд. Для культурной среды этот навык является основополагающим. После работы люди идут в какие-то кружки и посвящают частичку своего труда для организации какого-нибудь культурного мероприятия или создания произведения искусства. Иными словами, вопреки некоторым стереотипам, творческая жизнь в США по-настоящему кипит. И вообще, в США государство практически не вмешивается в культуру. Финансирование осуществляется за счет привлечения денег (фандрайзинга), меценатов, грантов, а в организации помогают волонтеры. Девиз американского гражданского общества таков: «Надеюсь на себя и на свое сообщество». Они не надеются на государство, поскольку его задача — принимать правильные законы и следить за их выполнением. Если бы у нас так же было, то все было бы по-другому…
— Вы сказали, что смогли использовать американский опыт в Одессе на базе своего театра. Воплощением чего он стал?
— Из США я вернулась другой! Я перестала чувствовать наш театр «белой вороной». За частными театрами будущее. Видимо не скоро, но и в Украине культура будет держаться, как и в США, на фандрайзинге, эндаументе, волонтёрстве. Чтобы мы к этому пришли быстрее, надо принять соответствующие законы. Начать хотя бы с отмены НДС для производителей культурного продукта. Принять закон о меценатстве. Как это сделать? Танцевать перед Верховной Радой или идти в депутаты, но надо что-то делать, иначе так мы и будем топтаться на месте и находиться в замкнутом круге: «Экономика не растёт, нет денег на культуру. А нет культуры – экономика не растёт!» Печально, но факт!
Наша стажировка по программе USAID проходила в Мичигане, на родине знаменитого автомобильного производителя Генри Форда. И как раз в этот момент там проходил трехдневный фестиваль «Дрим круиз». В Мичигане многие оставляют у себя старые машины в качестве сувенира или экспоната, на которых они выезжают во время «Дрим круиза», катаясь в свое удовольствие. Абсолютно все, кто участвуют в фестивале, вовлечены в широкомасштабное действие по собственной инициативе. Детройт — город машин. Одесса – город юмора.
Посмотрев структуру фестиваля, я решилась на фестиваль, который мы давно задумали с «Масками». И 1 апреля 2011 года родился Международный фестиваль клоунов и мимов «Комедиада». Во-первых, он уникален для Украины, во-вторых, мне кажется, что такого фестиваля и в мире нет.
Короткометражное видео о «Комедиаде»:
— И какое развитие получила «Комедиада» за прошедшие шесть лет?
— Поначалу мир клоунов и мимов относился к нам настороженно, и мы приглашали в основном тех артистов, которых мы знали и которые понимали, что такое «Маски». Потом о фестивале начали говорить и давать хорошие отзывы. На второй год его проведения было куда больше артистов, а на третий — настоящий аншлаг! К сожалению, в 2014 году мы уже думали отменять фестиваль, но к нам поступило множество писем с просьбами не аннулировать его, и мы все-таки провели «Комедиаду-2014». Даже было много коллективов из России, несмотря на определенные страхи. В 2015 году мы поехали в военный госпиталь. У нас были артисты, которые в Европе прошли школу «Клоун-доктор» и отлично знали, как стоит себя вести в подобных ситуациях. Кроме того, в том году мы составили обращение в Генеральную Ассамблею ООН о присвоении 1 апреля статуса Международного дня клоунов. Через Министерство иностранных дел Украины оно было передано в ЮНЕСКО. Мы постоянно интересуемся, как «поживает» наша заявка, но нас предупредили, что в ЮНЕСКО подобный процесс очень длителен.
— Что собой представляет программа фестиваля? Каковы ее отличительные черты?
— Как я уже говорила, наша «Комедиада», наверное, единственная в своем роде. Мы ездили на другие подобные фестивали — они больше напоминают гала-концерты. На протяжении трех дней разной зрительской аудитории показывают одну и ту же программу. У нас же фестиваль и конкурс объединены — иными словами, «праздник 2 в 1». К нам приезжают как молодые коллективы со всех стран мира, так и профессиональное жюри. Участники «Комедиады» соревнуются за Гран-при, за титулы «Смехач высшей категории» — за лучшее актерское мастерство, «Трюкач» — за лучший трюк, «Симпач» – приз зрительских симпатий и «Дуркач» – за лучшую постановку номера.
— Любой конкурс или фестиваль – это, как говорят в народе, «себя показать и на других посмотреть». Служит ли «Комедиада» трамплином в профессиональной карьере комиков?
— Еще как! К нам приезжают продюсеры из разных стран мира, которые смотрят на коллективы. Тех, кто отличился, приглашают уже на свои фестивали, программы, туры и так далее. Таким образом, фестиваль «Комедиада» дает дорогу в будущее молодым коллективам. К тому же у нас в Украине знакомятся с «механизом» организации фестиваля. Предлагают устроить «Комедиаду» в других странах. Мы, конечно, работаем над этим и уже подали заявку в «Креативную Европу» на выделение гранта.
— Сколько стран уже узнали о «Комедиаде»?
— За шесть фестивалей у нас побывали клоуны из 26 стран мира. Теперь «Комедиада» присутствует во всех каталогах как Международный фестиваль клоунов и комедии. Таким способом мы продвигаем Украину и, конечно же, наш любимый город Одессу.
— На Вашей странице в «Фейсбуке» есть фотографии с гастролей комик-труппы «Маски» в зоне боевых действий на востоке страны. Какие впечатления остались после увиденного?
— В мае 2016 года мы приняли общее решение отправиться в Донецкую область с гастролями. Мы встречались с военными, приходили в интернаты, в приюты для детей, давали различные мастер-классы. Естественно, выступали в театрах для простых жителей. Вблизи передовой я собственными глазами увидела войну. Это действительно страшно. Вопреки ужасам, творящимся при боевых действиях, люди местами изменились в лучшую сторону. В том же Краматорске горожане каждый день гуляют, проводят вместе время, то есть они ценят каждую минуту своей жизни. Когда мы приезжали туда до войны — такого не было. С самого начала вооруженного конфликта театр «Маски» в Одессе бесплатно посетило большое количество переселенцев и военных из Крыма, переселенцев с востока Украины, участников и раненых в АТО, детей сирот из Донецкой и Луганской областей.
К сожалению, в Украине мало специализированных психологов по оказанию помощи пострадавшим в результате боевых действий, так как ранее никто не предполагал, что возникнет такая ситуация. Но есть методы, помогающие управлять собственным психоэмоциональным состоянием и расслабляться, — это арт-терапия и смехотерапия. Театр «Маски» имеет большой опыт в проведении акций арт-терапии под названиями «Клоун-доктор», «Лечим смехом», «Все люди улыбаются на одном языке».
— На специальном сайте по краудфандингу «Маски» собирают средства для создания фильма «Одесский подкидыш». Расскажите о нем.
— Лучше всего об этом кинопроекте рассказал Георгий Делиев. С видеопрезентацией фильма можно ознакомиться на сайте http://na-starte.com/project/film-georgiya-delieva-odesskii-podkidysh, где собираются средства. В основе будущей киноленты лежит спектакль «Одесский подкидыш», который написал наш великий одесский писатель и драматург Георгий Голубенко. К сожалению, его не стало спустя две недели после премьеры «Одесского подкидыша» (в 2014 году. — Ред.). Также он написал книгу «Рыжий город», практически дав цвет нашему городу. А я уже задумала фестиваль «Рыжий город», воплотив его идеи в жизнь…
— Кстати, о фестивале «Рыжий город». Мне казалось, что в нашем городе очень мало «рыженьких», а оказалось, что нет.
— Не только Вы были такого мнения — многие сомневались, сколько рыжих придёт к Дюку, куда мы их приглашали. Но пока мы рыжей колонной шли до Горсада, в ней уже было порядка 500-600 человек!
Здесь надо заметить, что мы приглашали не только рыжеволосых, а главное, рыжих в душе. Очень много было детей, которые никогда в таком не участвовали, и для них это было потрясающее действо. Они были невероятно счастливы, что является самым лучшим вознаграждением за наши старания. Теперь мы планируем сделать этот фестиваль ежегодным, и опять же — в Украине таких фестивалей никогда еще не было. Мы уже успели подружиться с фестивалем «Рыжих» в Голландии, Ирландии и Исландии. Я думаю, стоит ожидать обмена международным опытом.
— В начале интервью Вы говорили о необходимости полагаться только на себя и на свое сообщество, как в Америке. В Одессе Вы смогли собрать единомышленников и создать свое сообщество?
Меня часто спрашивают, как найти выход из сложившейся ситуации, как найти тот самый код к решению всех проблем государства. Неожиданно мне пришло на ум, что именно это слово и есть ключ — КОД – Культура, Образование и Духовность. Если мы станем развивать наше общество именно в этих направлениях, то выздоровление Украины будет однозначным. Правда, это будет не скоро. Процесс долгий, но самый правильный!
Беседовал: Ярослав Берендаков
Вблизи села Камышевка Сафьяновской громады Измаильского района зарегистрирована вспышка африканской чумы свиней (АЧС). Это уже… Read More
Сегодня, 22 ноября, в Одессе наблюдается мощный ветер, который привел к падению деревьев и повреждению… Read More
Руслан Тимченко пошел среди первых защищать Украину добровольцем. Сначала попал на Николаевское направление, затем —… Read More
Преподаватели проводят лекции в бомбоубежищах, студенты учатся из окопов, но конкурсы и престиж вуза растут,… Read More
На спуске Виталия Блажко скоро начнется строительство новой дренажной системы. С 23 ноября 2024 г.… Read More
Мы живем во время исторических событий. 10 лет Революции Достоинства, 20 лет Оранжевой революции, годовщины… Read More