18 октября в здании Одесского главпочтамта состоялось торжество в честь 200-летия со Дня открытия первой почтовой конторы в нашем городе. По этому случаю Садовая улица на несколько часов превратилась в импровизированную сцену, где прошло настоящее театрализованное представление. Целью его было рассказать гостям праздника о том, как изменился почтальон (внешне) и какие метаморфозы произошли с его транспортом за 200 лет: от кареты до авто. И, конечно, не обошлось на юбилее без наград и праздничного концерта.
Впрочем, нашлось место на «почтовом празднике» и для серьезных разговоров. Руководители «Укрпочты» рассказали корреспонденту «Одесской жизни» не только о проблемах, с которыми сталкивается сейчас крупнейшее почтовое предприятие страны, но и о планах на ближайшее будущее и перспективах украинской почтовой связи.
Массовых увольнений не будет
Игорь СМИЛЯНСКИЙ, глава правления украинского государственного предприятия почтовой связи (УГППС) «Укрпочта»:
КОНКУРЕНЦИЯ Во-первых, «Укрпочта» должна начать конкурировать с другими коммерческими предприятиями. План — есть. Смотрите, наши конкуренты сосредоточены на дорогом сегменте — прямой экспресс-доставке. Но это только часть электронной коммерции. Нам надо научиться оказывать качественные эконом-услуги. Например, как доставка на «Амазоне» (крупнейшая в мире компания, продающая товары и услуги через интернет, — Ред.). Доставка в течение одного дня — одна цена доставки, доставка за три-пять дней — стоимость в три раза дешевле, а доставка за семь-десять дней — бесплатно. Это позволит нам создать конкуренцию другим кампаниям.
Во-вторых, «Укрпочта» должна начать работать с крупными компаниями. Сейчас баночку варенья почти никто отправляет посылкой по почте. Большая часть посылок сегодня отправляется не частными лицами, а большими кампаниями. Поэтому мы начинаем очень активно работать с ними: специально для этого «Укрпочта» создает подразделения, которые будут работать с крупными клиентами
В-третьих, мы не боимся потерять «маленького клиента», он попросту от нас не уйдет: это — «наш клиент». Здесь «Укрпочта» — лидер на рынке. У нас более 70% процентов этого рынка услуг, поэтому мы его никому не отдадим. У нас наиболее конкурентные тарифы именно для «маленьких клиентов» — рядовых граждан. Для них мы сделаем более удобный сервис. К примеру, появится возможность оформлять посылки дома или в офисе, чтобы меньше времени люди проводили в отделениях.
ОПТИМИЗАЦИЯ Сейчас идут разговоры о том, что якобы на «Укрпочте» будут массовые увольнения. Давайте математически подойдем к этому вопросу. Сейчас на «Укрпочте» 76 тысяч сотрудников, которые работают в 11500 отделениях. Представьте, что мы сократим половину сотрудников. Останется, условно говоря, по три человека на офис и не будет, кому возить почту. Конечно, будут изменения. Но ни о каких массовых увольнениях речи быть не может. Мы нуждаемся в этих людях, особенно — в почтальонах.
НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ Во Франции правительство решило, что газеты должны доставляться населению каждый день во все села и города. Они выделяют на это французской почте ежегодно 500 млн. евро. Если говорить об опыте словацких коллег, то дотация от государства составляет 10 млн. евро на поддержание офисов в неприбыльных регионах государства. Но в Словакии количество населения составляет 5 млн. человек, которых обслуживает 2500 офисов почты, а в Украине — более 40 млн. человек обслуживает 11500 отделений «Укрпочты». Я реалистично смотрю на жизнь и понимаю, что в бюджете денег на такие большие дотации нет. Поэтому мы будем креативно подходить к решению этой проблемы. И если невыгодно гонять авто «Укрпочты» с тремя письмами и двумя газетами, то возможно использовать другой транспорт. К примеру, заключить договор с автобусной кампанией, которая ежедневно курсирует через тот или иной населенный пункт и каждый день передавать груз с автобусом. Эта идея пока что в разработке.
Как изменится работа «Укрпочты» в Одесской области?
Наталья ПРИХОДЬКО, директор Одесской дирекции УГППС «Укрпочта»
О почтовых отделениях На данный момент основной проблемой является уменьшение рабочих мест и сокращение населения на селе. Из этого вытекают и наши проблемы: если нет достаточного количества потребителей наших услуг, то у «Укрпочты» нет дохода и, соответственно, отделения почты в таких населенных пунктах становятся убыточными. Но почтовые отделения для населенных пунктов Одесской области — это социально значимые объекты. И поэтому, несмотря на существующие проблемы, в каждом небольшом населенном пункте, в каждом селе почтовое отделение обязательно останется.
О почтовых ящиках Одна из самых больших проблем, которая сейчас у нас есть — это не принадлежащая нам полностью абонентская база. Сейчас у части населения вообще нет абонентских ящиков, а когда в домах делают ремонты, ящики выбрасывают, хотя по нормам строительства они должны быть в наличии, обслуживаться и восстанавливаться. Кроме того, доступ к существующим почтовым ящикам во многих случаях затруднен или вообще невозможен. Мы сталкиваемся с тем, что почтальон не может получить доступ к абонентскому ящику (например, из-за охраняемой территории) и тогда физически не может доставить газеты и письма. И сейчас Одесская дирекция ведет переговоры с городскими властями, чтобы изменить такую ситуацию.
Алена Швец