Самый спорный документ 2016 года был в очередной раз снят с голосования депутатов Одесского горсовета. Одесские мэр, чиновники и общественные активисты договорились: «План зонирования территории» («зонинг») городу нужен, но не в ныне существующем виде. Документ нужно доработать.
«Адская штучка»
Копья вокруг «зонинга» ломались, как китайские удочки. Несмотря на критику со всех сторон (некоторые общественники называют принятие проекта «Зонинг» в нынешнем виде «дорогой в ад»), городская администрация продвигала документ по принципу «собаки лают, караван идет». И вот за три дня до сессии, которая должна состояться 21 сентября, мэр Одессы Геннадий Труханов решил встретиться с общественниками и после трехчасового обсуждения постановил: «На голосование проект «Зонинг» не выносить, а дорабатывать с учетом всех мнений». В мэрию были срочно вызваны главы депутатских фракций, члены комиссии по строительству и архитектуре. Все это только подтверждало серьезность намерений.
Впрочем, по информации наших источников в горсовете, сразу после совещания «проигравшая партия» «строительного» вице-мэра Вячеслава Шандрыка принялась вновь убеждать Труханова в «несерьезности» претензий к «зонингу». Чья взяла, пока непонятно, но в 18.15 на страничке Труханова в «Фейсбуке» появилось официальное заявление городского головы. Слов «снять с сессии» в нем уже не было. Появилось обтекаемое «поступило предложение совместно в течение нескольких дней детально изучить все имеющиеся замечания и предложения с четкой аргументацией принятия или отклонения вопроса».
Общественники надеются, что городской голова сдержит данное им слово. А горожане… Горожанам, пожалуй, все равно. Для неподготовленного восприятия «зонинг» — документ чрезвычайно сложный, куда сложнее чем Генплан. Тем не менее, это важнейший документ, который определит судьбу города на много лет вперед. А может, и вашу судьбу.
Что такое «зонинг»?
«План зонирования» — это «строительная конституция», которую должен иметь каждый город Украины. Он определяет назначение участков земли и перечень объектов, которые на них можно строить. В теории, «зонинг» важен для бизнеса, поскольку упрощает оформление участков и отменяет множество согласований. Он важен и для горожан, поскольку фиксирует границы зеленых зон и разделяет разные типы застройки. Например, заводы от кварталов, а высотные дома — от частных. Наконец, благодаря «зонингу» весь город может развиваться более логично.
Повторимся, это — в теории. А на практике в «Плане зонирования Одессы» оказалось много спорных моментов. Внимательно изучив документ, активисты нашли в нем немало интересного — от магазинов в парках до «несуществующего» исторического центра Одессы.
К сожалению, заказчик «зонинга» в лице городского управления архитектуры не нашел возможности прокомментировать спорные моменты для читателей «Одесской жизни». Должностные лица управления — начальник Александр Голованов, заместители Марат Касимов и Михаил Шайденко — оказались заняты более важными вещами. Мы всегда готовы опубликовать их доводы на страницах нашей газеты, а пока вынуждены ограничиться аргументами оппонентов.
Кот в мешке
Юрист Светлана Попова — одна из тех, кто пытался предотвратить вынесение «Плана зонирования» на сессию горсовета в его нынешнем виде. Она внимательно изучила документ и нашла не менее 16 очевидных расхождений с законодательством Украины.
— «Зонинг» предусматривает, например, капитальное строительство в пляжной зоне, то есть на склонах и песке. Это могут быть рестораны, спортивные центры. В парках и скверах можно будет устраивать гостиницы, рестораны и даже магазины площадью до 200 кв. метров. Все это сузит и так ограниченные возможности отдыха горожан, — говорит Светлана.
Еще более неприятным последствием «зонинга» могут стать так называемые «непрошеные соседи». По словам Поповой, последняя редакция документа допускает строительство многоквартирных домов в частном секторе, причем их высота может достигать пяти этажей, что чревато затенением соседних участков.
Незащищенным остается и центр города
— Зона земель историко-культурного назначения в «зонинге» отсутствует, хотя Одесса включена в «Список исторических городов Украины» еще в 2001 году, — рассказывает глава общественной организации «Сохраним Одессу сами» Юрий Никитин. — Это значит, что на Пушкинской, Нежинской и других улицах можно будет строить торговые центры, паркинги и высотные дома. Между тем, главным видом деятельности на землях историко-культурного назначения является сбережение и реставрация наследия, а никак не снос или порча вида дисгармоничными объектами.
Бой продолжается
Опрошенные нами общественники настаивают, что «План зонирования» в нынешнем виде — документ, который противоречит законодательству и нанесет большой ущерб городу — и историческому центру, и частному сектору, и зеленым зонам, и пляжам, и экологии в целом.
— В случае принятия такого «зонинга» мы будем обращаться а Антикоррупционное бюро, Генпрокуратуру, профильные министерства. Уверен, что правоохранительные органы при желании найдут там очень много интересного — говорит Юрий Никитин.
В то же время, общественник отмечает, что если разработчики «зонинга» учтут законные требования активистов, вопрос о его принятии может быть урегулирован в разумные сроки.
Тем временем, недовольные строительной политикой городских властей одесситы не спешат расслабляться. 21 сентября, в день сессии Одесского горсовета, горожане придут на Думскую площадь с новыми и старыми требованиями: сохранить центр, пляжи и парки, остановить застройку Французского бульвара, прекратить строительство скандальных небоскребов в частных секторах Аркадии и Большого Фонтана.
Кроме всего уже сказанного, «зонинг» не дает поводов для скуки одесским политикам. Независимо от того, как будут развиваться темы, связанные с обсуждением и принятием «Плана зонирования», этот документ еще долго будет играть важнейшую роль в политических «разборках», которые не утихают в Одесской мэрии с весны.
Возможно ли договориться?
На фоне возмущения общественников «зонингом», мэрия создала Консультативный совет по градостроительным вопросам. Он заседал уже трижды. Правда, решения совета не имеют правового статуса — они носят чисто рекомендательный характер.
— Было подано много замечаний к «зонингу», но мы не видели, чтобы представители мэрии собирались их учитывать, — говорит член консультативного совета Ольга Квасницкая. — И только на последнем заседании, 16 сентября, они по непонятной причине пошли нам навстречу.
По словам Квасницкой, представители мэрии решили отказаться от строительства гостиниц в зеленых зонах и многоквартирных домов — в частном секторе. Также определено понятие «вынужденного несоответствия» — в «зонинге» будут учтены объекты, которые хоть и противоречат назначению участков, но приняты в эксплуатацию и имеют все правоустанавливающие документы.
Отменен и ряд незаконных согласований для застройщиков. Например, для установки временного сооружения предпринимателям уже не нужно получать градостроительные условия и ограничения в управлении архитектуры.
Теперь активисты приложат все усилия, чтобы эти предложения были не просто учтены и опубликованы на официальном сайте, но и попали в итоговый документ, который будет вынесен на рассмотрение депутатов. Для этого новые данные должны быть внесены в текстовые и графические материалы «зонинга», которые готовят специалисты института «Харьковпроект».
Михаил ДЕНИСЕНКО
во всей Европе исторический центр ремонтируется, и не застраивается высотками, а мы,что будем показывать туристам, и следующим поколениям,коробки из металла и пеноблоков?п