Конный «таксопарк»
Как правило, извозчиками становились выходцы из низших сословий — в основном бывшие крестьяне, подавшиеся в город на заработки, но так и не нашедшие себе места на фабриках или заводах, а также отставные солдаты. От извозчика требовалось быть «трезвого поведения» и хорошо управляться с лошадьми. Были и возрастные ограничения, но весьма либеральные — в легковой извоз принимали с 18-ти до 65 лет.
Весьма непростые отношения складывались у легковых извозчиков с кучерами, находящимися на службе у господ. Презирая всех этих «ванек», «голубчиков» и «лихачей» за рвачество и грубость, кучера господ называли их «»ужеедами», что в среде извозчиков считалось бранным словом» Те, в свою очередь, платили им той же монетой, сазывая их «дармоедами» за их «»егкий хлеб»» Зато между собой извозчики одного статуса именовали друг друга не иначе как «»ваты».
Извозчиков нанимал обычно хозяин — содержатель биржи, которому они сдавали всю дневную выручку, в среднем от трех до восьми рублей. При этом хозяин платил извозчикам жалованье 20-25 рублей в месяц (для сравнения: зарплата каменщика составляла около 30-35 рублей). При этом извозчик нес ответственность за прокорм и здоровье лошади. За поломку экипажа, ранение или утрату лошади, порчу сбруи, хозяин высчитывал у извозчиков из заработка.
Лошадей обычно покупали на аукционных распродажах в воинских частях, а экипажи покупались с рук или в специализированных экипажных фирмах. Стоили они от 100 до 900 рублей — в зависимости от типа, новизны и страны, в которой были изготовлены.
Содержатель легковой биржи со своей стороны должен был выпускать экипажи на городские улицы только после их регистрации в городской управе. Для этого необходимо было предоставить справки: от врача-ветеринара о состоянии лошадей, из полицейского участка наемных работников и от биржевого старосты. После уплаты годового налога, который составлял 5 рублей для одноконного экипажа и 10 рублей — для двуконного, выдавались удостоверения для извозчиков и номера на экипажи.
Сколько стоил проезд?
В 1896 году в городскую управу посыпались жалобы в основном от военных, что извозчики с них «три шкуры дерут». Многочисленные жалобы на извозчицкий беспредел привели к тому, что городской Думой было утверждено специальное постановление о таксе для легковых извозчиков, которое регулярно корректировалось. Согласно постановлению, город делился на транспортные пояса и стоимость проезда устанавливалась в зависимости от дальности поездки.
В среднем поездка по городу в зависимости от экипажа и расстояния обходилась седоку от 20 до 50 копеек. На Хаджибеевский и Куяльницкий лиман можно было доехать за 2 рубля 75 копеек, а поездка из центра города на Большой Фонтан (16-я станция) стоила 3 рубля.
С 12 часов ночи и до 6 часов утра вступал в силу двойной тариф — ночной. Двойную таксу платили пассажиры и в первый день Нового года, на Рождество и Пасху.
Для любителей покататься по городу и за его пределами существовала повременная такса. Например, езда по мостовым в любое время суток за первый час в зависимости от типа экипажа стоила от 50 копеек до 1 рубля, а за каждые следующие полчаса — от 20 до 50 копеек. О стоимости загородных поездок обычно седоки договаривались непосредственно с извозчиком.
Правила для «водителя кобылы»
Кроме правил, касающихся непосредственно извоза, Городская Управа требовала от извозчиков и содержателей биржи неукоснительного соблюдения еще многих условий, за нарушение которых следовало строгое наказание. Вот некоторые из них:
Продолжение следует…
«Табели о рангах» одесских извозчиков
Иерархия тружеников общественного транспорта соблюдалась в Одессе неукоснительно. Она создавалась веками и была почитаемой и извозчиками и пассажирами. К числу низшего извозчицкого сословия относились «ваньки» — кучера одноконных, малоудобных экипажи на железных колесах. Такие же экипажи, но запряженные парой лошадей, называли «голубчиками». Истинными же аристократами извозного дела были «лихачи». Их, как правило, отличало наличие пароконных экипажей — фаэтонов, с рессорами, на резиновом ходу и с подъемным верхом. Они были комфортабельными и удобными для пассажиров, да и ехали на порядок быстрее других экипажей. Стоит ли удивляться, что «лихачи» были очень популярны у публики, чем ловко пользовались.
И, конечно же, с особым уважением в Одессе относились к ломовым извозчикам — биндюжникам.
Одесские извозчики были знамениты во всей Российской империи. Когда организовывался извоз во Владивостоке из Одессы были выписаны 75 извозчиков вместе с лошадьми, пролетками и бричками. Ну, а реклама извозчиков в Одессе и сегодня поражает остроумием и изящным юмором. Вот одно из таких объявлений…
На побережье Лиманской громады Одесской области возле Дунайского заповедника до сих пор остаются неубранными сотни… Read More
Сегодня, 21 мая, ДТЭК Одесские электросети проводит плановые ремонтные работы. В связи с чем, часть… Read More
В среду, 21 мая 2025 года, начались 1183-е сутки с начала широкомасштабной вооруженной агрессии Российской… Read More
Активисты из организации "Деколонизация. Украина" призвали демонтировать советскую звезду с серпом и молотом, размещенную на… Read More
Об этом со скорбью сообщает Подольский горсовет. Никита Деордица родился и вырос в городе Подольск… Read More
Где возле Куяльницкого лимана запрещено ездить на автомобиле и какое наказание грозит водителям в случае… Read More