— Сейчас многие эксперты критикуют новый закон о выборах. Неужели в нем нет никаких положительных изменений?
Мы можем говорить пока об основных положениях закона, поскольку его окончательного варианта нет в открытом доступе, и поэтому могут быть еще какие-то нюансы. Положительной можно считать норму об избрании городского головы в крупных городах абсолютным большинством голосов. Это значит, что тот, кто претендует на победу, должен набрать больше 50% голосов — в один тур либо в двух, в зависимости от ситуации. Зачастую редко кто набирает 50% в первом туре. Это один из немногих позитивов в этом законе, потому что выборы мэра в два тура повышают качество выборов. У избирателя есть больше возможностей сменить мэра, если они не удовлетворены результатами его работы. Задачей любого действующего мэра было не допустить выдвижения против себя единого оппонента. Голоса его оппонентов разбивались, и даже если он набирал 25%, то его оппоненты набирали еще меньше. Во второй тур в большинстве случаев выходит оппонент мэра, и большинство голосов протестного электората аккумулируется у него против действующего мэра, благодаря чему громада может сменить мэра. Второй момент — это делает избрание мэра более легитимным. Он будет избран большим количеством голосов.
Еще один позитивный момент закона — формирование избирательных комиссий. Если на прошлых выборах часть членов избиркома занималась представителями парламентских сил, а вторая часть заполнялась по произвольному выбору городской избирательной комиссии, без прозрачного механизма. Теперь эта часть членов избирательных комиссий будет выбираться путем жеребьевки.
Третий положительный момент — возможность отзыва депутата избирателями. И раньше эта возможность была прописана в законодательстве, однако те нормы были невыполнимыми. Впрочем, каков механизм будет сейчас, точно неизвестно, поскольку не опубликован окончательный вариант закона.
— Какие основные аргументы у критиков закона?
Их несколько. Во-первых, это сжатые сроки избирательной кампании — 50 дней. Это не позволить провести выборы качественно. Это, мягко говоря, издевательство над всеми: и над ленами комиссий, и над кандидатами, и над избирателями. Во-вторых, это сама избирательная система. К сожалению, это не шаг вперед, это — шаг назад. На самом деле это — не открытые партийные списки. Такой системы не существует ни в одной европейской стране. Это, по сути, партийная мажоритарка. Как это будет выглядеть? Одессу делят на округа, например, на 90. Партия формирует список из 90 кандидатов, в каждом округе у нее один кандидат. Избиратель получает бюллетень, в котором есть перечень партий и фамилии кандидатов от каждой из них в этом округе. Но при этом он не может проголосовать за партию и не проголосовать за ее кандидата или наоборот — у него всего один голос. В итоге кандидаты будут соревноваться не внутри округа, как мы привыкли, а внутри своего партийного списка со своими коллегами в других округах. Чтобы кандидат победил, ему надо, чтобы его партия набрала 5% голосов, и чтобы он был конкурентным по отношению к своим коллегам по партийному списку. Кандидаты будут стараться набрать как можно больше любой ценой, поскольку будет непонятно, сколько нужно набрать, чтобы выиграть. А это будет подталкивать кандидатов в том числе и к нелегальным методам работы с избирателями. Могут быть задействованы различные способы, в том числе и денежный подкуп. Кроме того, это стимулирует внутрипартийную коррупцию, будет идти борьба за так называемые хорошие, удобные избирательные округа.
Насколько вероятна ситуация, при которой округ может остаться вообще без депутата?
— Кто проходит в горсовет, а кто — нет, определяется в зависимости от того, кто из кандидатов сколько голосов набрал на округах. Это своеобразный рейтинг. На одном округе может быть в итоге несколько кандидатов, чьи партии прошли 5% барьер, и в списках своих партий они конкурентны. То есть, округ получит несколько депутатов от разных партий. А будут ситуации, в которых кандидат, например, набрал максимальное количество голосов на округе, а его партия не прошла 5% барьер, и он не проходит. А партия, которая прошла барьер, представила кандидата, который не конкурентен в списке, и он тоже не прошел. И округ остается без депутатов. Думаю, многие избиратели почувствуют себя обманутыми, это девальвирует отношение к выборам.
— Увидим ли мы в бюллетенях новые лица? Обновится ли качественно Одесский горсовет?
— Думаю, в появлении в списках новых лиц заинтересованы в первую очередь те политические силы, которые не имеют высокого рейтинга и большого финансового ресурса. Они будут заинтересованы, чтоб максимально использовать личный авторитет кандидатов. В новых лицах, которые пользуются доверием и уважением избирателей они будут видеть локомотивы, которые позволят им пройти в городской совет. Партии, которые имеют больший рейтинг, большие финансовых ресурсов теоретически могут быть меньше в этом заинтересованы. Мы можем увидеть там больше действующих депутатов и бизнесменов. Но карту новых лиц будут пытаться разыграть все политсилы, но вопрос, насколько это будет искренне и насколько эти лица действительно будут новыми. Если раньше в списки включали ветеранов, спортсменов, певцов, то сейчас — волонтеров, общественных деятелей, героев АТО или лидеров пророссийских движений — в зависимости от идеологии партии. Но вопрос в том, на какие округа их поставят и сколько при этом в списках будет неновых лиц.
— В Одесском горсовете будет намного меньше депутатов. Из 120 их останется порядка 90. Как Вы это оцениваете?
— Сложно оценить это однозначно. С одной стороны, количество депутатов было искусственно раздуто в 2006 году, чтоб была возможность продавать места в списках. В определенной степени это соответствует общественным ожиданиям. Но я напомню, что наши депутаты не получают зарплату и потому их содержание нам ничего не стоит. От уменьшения количества депутатов качество их работы не изменится. Наоборот, уменьшение количества депутатов снижает шансы попадания в горсовет новых лиц. Вдобавок, чем меньше депутатов, тем легче их контролировать и создавать большинство.
— Какой, по Вашим прогнозам, будет избирательная кампания в Одессе?
— Боюсь, что кампания будет достаточно грязной. В Одессе выборы мэра почти всегда конфликтные. Но именно выборы мэра являются основным локомотивом явки, люди идут голосовать за мэра, а за депутатов — уже «паровозом». Многое зависит от тог, кто будет баллотироваться. Если в выборах будут участвовать и Геннадий Труханов, и Эдуард Гурвиц, то нам стоит ожидать достаточно напряженной кампании.
— Какие партии будут претендовать на депутатские мандаты в Одесском горсовете?
— По предварительным оценкам, шансы имеют те партии, которые на слуху у избирателей: «Блок Петра Порошенко «Солидарность», «Доверяй делам», «Оппозиционный блок», «Сильная Украина», «Батькивщина», «Самопомич», «Украинская морская партия Сергея Кивалова», «Народный фронт». У всех них есть шансы.
Обратить внимание на три новые грани Голодомора, память жертв которого мы вспоминаем сегодня, 23 ноября… Read More
Сегодня, в пятницу, 23 ноября 2024 года, в Одессе и Одесском регионе, как и по… Read More
В ноябре из-за российских атак в Одессе пострадало 192 жилых дома, в том числе многоквартирные… Read More
Доброе утро, друзья! Начните свой день с улыбки — мы подготовили для вас свежую порцию… Read More
Что празднуют в Украине и мире 23 ноября. Исторические события, памятные даты, рождение известных людей… Read More
Церковный праздник сегодня, 23 ноября. Рассказываем, память каких святых чтят православные верующие в этот день,… Read More