Почему ездит, но не греет?
Системы отопления и кондиционирования в трамваях и троллейбусах, как правило, имеются, но не работают. Тепло в салоны трамваев по правилам должно подаваться поэтапно, в зависимости от температуры воздуха за окном.
Первая ступень отопления – тэновое оборудование под пассажирскими сидениями. Она запускается при температуре наружного воздуха от +5° до -5°.
Вторая и третья ступени системы включаются, когда уличная температура будет опускаться ниже -5°. При понижении температуры заработают электрокалориферы – приборы, управляющие нагретым до нужной температуры потоком воздуха и дополнительная система отопления – тепловые завесы. Это оборудование располагается над дверными проемами и ограничивает поступление холодного воздуха в вагон, что позволяет делать перевозки пассажиров в осенне-зимний период более комфортными.
На сегодняшний день в Одессе ни один вагон трамвая или троллейбуса не обогревается согласно нормативным документам.
Причины называются разные — от ветхости трамвайно-троллейбусного парка до отсутствия финансирования на ремонт отопительного оборудования общественного транспорта (повсеместно вышло из строя еще 15 лет назад и с тех пор ни разу не ремонтировалось).
Ученые считают, что обоснованная температура воздуха в трамваях и троллейбусах в зимнее время — это плюс 10 градусов. Правда, по мнению врачей, десять градусов тепла должно быть не во всем салоне, а только на уровне поясницы водителя и сидящих пассажиров. Если же разместить термометр в десяти сантиметрах от пола, там уже допускается два градуса мороза. На заметку: по действовавшим в СССР ГОСТам температура в автобусах и троллейбусах в холодное время года должна была превышать уличную как минимум на 20 градусов. То есть в тридцатиградусный мороз температура минус пять в транспорте была бы нормой.
В одесских троллейбусах, кстати, всегда тепло. Там другая система — нет печек, а тепло поступает в салон за счет обдува тепла с тягловых двигателей. На четырех маршрутах Одессы работают сегодня 15 новых троллейбусов «ТРОЛЗА». В настоящее время именно в этих машинах тепло зимой и не жарко летом — там исправно работает отопление и вентиляция. Счастливчикам, передвигающимся по городу этими троллейбусами, считайте, повезло. В трамваях система точно такая же, но ее необходимо зимой включать — открывать заслонки.
Где холоднее?
Снегопады еще впереди и они, как обычно, наверняка парализуют движение общественного транспорта в Одессе. А если ударят крутые морозы, то трамваи, троллейбусы и маршрутки и вовсе остановятся.
Холод в вагонах трамваев и троллейбусов может быть вызван и экономией электроэнергии. Обогрев электротранспорта серьезно «бьет по карману». Зимой из-за отопления салонов всех трамваев расходы на электроэнергию вырастают на 50%. В коммунальном предприятии «Одесский горэлектротранспорт» на такие затраты средств просто не хватает. Поэтому транспортники ищут альтернативные решения, например, отапливают только одну сторону вагона.
Жуткие холода, как правило, в старых чешских вагонах (они составляют абсолютное большинство одесского трамвайного парка). Штатная система отопления теновая, ее недостаточно, для того чтобы было комфортно в салоне. Печи, которые были вмонтированы в таких троллейбусах, давно вышли из строя, а завод, который производил этот вид электротранспорта, — закрыли.
В маршрутках немного теплее. Отогреться в городских автобусах можно только в час пик.
В маршрутках установлены разные системы отопления и обдува. Как только водитель садится за руль, сразу же включает обогрев в салоне. Правда, необходимо принять во внимание, что маршрут автобуса состоит из нескольких десятков остановок, а в маршрутке – две двери. Поэтому тепло в салоне удержать весьма проблематично.
Кто поможет пассажирам?
Комфорт во время поездки в трамвае регламентируется «Правилами пользования трамваем и троллейбусом в городах Украины».
Пункт 4.1: «Работники предприятий, оказывающие услуги по перевозке пассажиров, обязаны обеспечивать качественное обслуживание пассажиров, которые находятся в подвижном составе и на трамвайных остановках, создавать для них необходимые удобства, принимать все меры для предотвращения несчастных случаев или дорожно-транспортных происшествий, быть аккуратно одетыми, вежливыми в общении с пассажирами и одновременно требовать от них неукоснительного выполнения этих Правил».
В фразу «необходимые удобства» пункта 4.1 относятся в том числе и ГСТУ (галузеві стандарти України), которые обязаны соблюдать работники обслуживающих предприятий. В областной санэпидемстанции сообщили, что есть госстандарт, который говорит о температурном режиме в трамваях. Согласно нормативному документу, который определяет требования к вагонам трамвайным пассажирским, «система отопления должна быть регулируема и обеспечивать на стоянке, при закрытых дверях вагона, средний перепад температур снаружи и внутри вагона не менее 20 градусов».
Пассажиры, естественно, дровишек в трамвайную печку подбросить не могут и от них практически ничего не зависит при сохранении тепла в общественном транспорте. А от кого зависит? В первую очередь, от водителя электротранспорта. В его должностной инструкции на этот счет имеются четкие указания.
1. При выезде из парка при температуре -3 °С и ниже водитель троллейбуса (трамвая) должен убедиться, что заслонка «зима-лето» переключена в положение «зима».
2. При температуре от -5 °С и ниже включить печь отопления салона.
3. Пользование обогревательными устройствами на троллейбусах и трамваях разрешается при следующих температурах:
а) стеклообогреватели в кабинах — по мере необходимости;
б) обогреватели кабин водителя при температуре +5 °С и ниже;
в) обогреватели салонов при температуре -5 °С и ниже.
Включение обогревательных устройств салона на территории парка запрещается.
4. Водителю необходимо следить за работой отопительной системы и принимать меры к устранению неполадок.
5. Температурные режимы и порядок работы отопительных устройств могут изменяться в соответствии с приказом КП «Одесский горэлектротранспорт».
Проблема тепла в общественном транспорте носит, как говорится, сезонный характер — стало холодно на улицах — пассажиры начинают мерзнуть в вагонах. А могли бы ехать с комфортом, если бы трамвайщики внедряли элементарные и самое главное — недорогие технологии сохранения тепла. В Одессе в отличие от других городов в зимнее время практически не используются воздушно-тепловые завесы на входах в вагоны.
Нормы температуры воздуха в пассажирских салонах в холодное время года представлены в государственных стандартах. Соответственно этим документам температура воздуха в салоне:
— В трамваях и троллейбусах должна быть на 20 °C выше наружной;
— В автобусах должна быть не ниже +10 °C при наружной температуре от — 15 до — 25°C и не ниже +5 °C при наружной температуре воздуха до -40 °С.
КУДА ЖАЛОВАТЬСЯ НА ХОЛОД В ТРАМВАЯХ И ТРОЛЛЕЙБУСАХ?
1. Департамент транспорта, связи и организации дорожного движения Одесского горсовета: Новиков Валерий, тел. (048)757-90-50, 757-90-52.
2. Коммунальное предприятие «Одессгорэлектротранспорт»: Колесниченко Наталья, тел. (048) 722-60-88, 717-54-00.
3. Одесская городская санэпидемслужба: тел. (048)723-83-54, 731-72-11.
4. Главное управление по защите прав потребителей Одесской области: тел. (048) 728-38-43 , 722- 61-68.
При выборе нового размера колес используется шинный калькулятор, инструмент, который упрощает процесс подбора. Read More
В субботу, 23 ноября 2024 года, в Одессе и Одесской области ожидается прохладная и ветреная… Read More
В Одессе установят 11 мобильных укрытий в местах с большим скоплением людей. Решение принял исполнительный… Read More
Италия заявила о готовности поддержать восстановление Одесской области через реализацию ряда совместных проектов. Этот вопрос… Read More
Эта история об учениках херсонской школы и их учительнице Елене, которые поддерживают украинских защитников на… Read More
Вблизи села Камышевка Сафьяновской громады Измаильского района зарегистрирована вспышка африканской чумы свиней (АЧС). Это уже… Read More