Почему ездит, но не греет?
Системы отопления и кондиционирования в трамваях и троллейбусах, как правило, имеются, но не работают. Тепло в салоны трамваев по правилам должно подаваться поэтапно, в зависимости от температуры воздуха за окном.
Первая ступень отопления – тэновое оборудование под пассажирскими сидениями. Она запускается при температуре наружного воздуха от +5° до -5°.
Вторая и третья ступени системы включаются, когда уличная температура будет опускаться ниже -5°. При понижении температуры заработают электрокалориферы – приборы, управляющие нагретым до нужной температуры потоком воздуха и дополнительная система отопления – тепловые завесы. Это оборудование располагается над дверными проемами и ограничивает поступление холодного воздуха в вагон, что позволяет делать перевозки пассажиров в осенне-зимний период более комфортными.
На сегодняшний день в Одессе ни один вагон трамвая или троллейбуса не обогревается согласно нормативным документам.
Причины называются разные — от ветхости трамвайно-троллейбусного парка до отсутствия финансирования на ремонт отопительного оборудования общественного транспорта (повсеместно вышло из строя еще 15 лет назад и с тех пор ни разу не ремонтировалось).
Ученые считают, что обоснованная температура воздуха в трамваях и троллейбусах в зимнее время — это плюс 10 градусов. Правда, по мнению врачей, десять градусов тепла должно быть не во всем салоне, а только на уровне поясницы водителя и сидящих пассажиров. Если же разместить термометр в десяти сантиметрах от пола, там уже допускается два градуса мороза. На заметку: по действовавшим в СССР ГОСТам температура в автобусах и троллейбусах в холодное время года должна была превышать уличную как минимум на 20 градусов. То есть в тридцатиградусный мороз температура минус пять в транспорте была бы нормой.
В одесских троллейбусах, кстати, всегда тепло. Там другая система — нет печек, а тепло поступает в салон за счет обдува тепла с тягловых двигателей. На четырех маршрутах Одессы работают сегодня 15 новых троллейбусов «ТРОЛЗА». В настоящее время именно в этих машинах тепло зимой и не жарко летом — там исправно работает отопление и вентиляция. Счастливчикам, передвигающимся по городу этими троллейбусами, считайте, повезло. В трамваях система точно такая же, но ее необходимо зимой включать — открывать заслонки.
Где холоднее?
Снегопады еще впереди и они, как обычно, наверняка парализуют движение общественного транспорта в Одессе. А если ударят крутые морозы, то трамваи, троллейбусы и маршрутки и вовсе остановятся.
Холод в вагонах трамваев и троллейбусов может быть вызван и экономией электроэнергии. Обогрев электротранспорта серьезно «бьет по карману». Зимой из-за отопления салонов всех трамваев расходы на электроэнергию вырастают на 50%. В коммунальном предприятии «Одесский горэлектротранспорт» на такие затраты средств просто не хватает. Поэтому транспортники ищут альтернативные решения, например, отапливают только одну сторону вагона.
Жуткие холода, как правило, в старых чешских вагонах (они составляют абсолютное большинство одесского трамвайного парка). Штатная система отопления теновая, ее недостаточно, для того чтобы было комфортно в салоне. Печи, которые были вмонтированы в таких троллейбусах, давно вышли из строя, а завод, который производил этот вид электротранспорта, — закрыли.
В маршрутках немного теплее. Отогреться в городских автобусах можно только в час пик.
В маршрутках установлены разные системы отопления и обдува. Как только водитель садится за руль, сразу же включает обогрев в салоне. Правда, необходимо принять во внимание, что маршрут автобуса состоит из нескольких десятков остановок, а в маршрутке – две двери. Поэтому тепло в салоне удержать весьма проблематично.
Кто поможет пассажирам?
Комфорт во время поездки в трамвае регламентируется «Правилами пользования трамваем и троллейбусом в городах Украины».
Пункт 4.1: «Работники предприятий, оказывающие услуги по перевозке пассажиров, обязаны обеспечивать качественное обслуживание пассажиров, которые находятся в подвижном составе и на трамвайных остановках, создавать для них необходимые удобства, принимать все меры для предотвращения несчастных случаев или дорожно-транспортных происшествий, быть аккуратно одетыми, вежливыми в общении с пассажирами и одновременно требовать от них неукоснительного выполнения этих Правил».
В фразу «необходимые удобства» пункта 4.1 относятся в том числе и ГСТУ (галузеві стандарти України), которые обязаны соблюдать работники обслуживающих предприятий. В областной санэпидемстанции сообщили, что есть госстандарт, который говорит о температурном режиме в трамваях. Согласно нормативному документу, который определяет требования к вагонам трамвайным пассажирским, «система отопления должна быть регулируема и обеспечивать на стоянке, при закрытых дверях вагона, средний перепад температур снаружи и внутри вагона не менее 20 градусов».
Пассажиры, естественно, дровишек в трамвайную печку подбросить не могут и от них практически ничего не зависит при сохранении тепла в общественном транспорте. А от кого зависит? В первую очередь, от водителя электротранспорта. В его должностной инструкции на этот счет имеются четкие указания.
1. При выезде из парка при температуре -3 °С и ниже водитель троллейбуса (трамвая) должен убедиться, что заслонка «зима-лето» переключена в положение «зима».
2. При температуре от -5 °С и ниже включить печь отопления салона.
3. Пользование обогревательными устройствами на троллейбусах и трамваях разрешается при следующих температурах:
а) стеклообогреватели в кабинах — по мере необходимости;
б) обогреватели кабин водителя при температуре +5 °С и ниже;
в) обогреватели салонов при температуре -5 °С и ниже.
Включение обогревательных устройств салона на территории парка запрещается.
4. Водителю необходимо следить за работой отопительной системы и принимать меры к устранению неполадок.
5. Температурные режимы и порядок работы отопительных устройств могут изменяться в соответствии с приказом КП «Одесский горэлектротранспорт».
Проблема тепла в общественном транспорте носит, как говорится, сезонный характер — стало холодно на улицах — пассажиры начинают мерзнуть в вагонах. А могли бы ехать с комфортом, если бы трамвайщики внедряли элементарные и самое главное — недорогие технологии сохранения тепла. В Одессе в отличие от других городов в зимнее время практически не используются воздушно-тепловые завесы на входах в вагоны.
Нормы температуры воздуха в пассажирских салонах в холодное время года представлены в государственных стандартах. Соответственно этим документам температура воздуха в салоне:
— В трамваях и троллейбусах должна быть на 20 °C выше наружной;
— В автобусах должна быть не ниже +10 °C при наружной температуре от — 15 до — 25°C и не ниже +5 °C при наружной температуре воздуха до -40 °С.
КУДА ЖАЛОВАТЬСЯ НА ХОЛОД В ТРАМВАЯХ И ТРОЛЛЕЙБУСАХ?
1. Департамент транспорта, связи и организации дорожного движения Одесского горсовета: Новиков Валерий, тел. (048)757-90-50, 757-90-52.
2. Коммунальное предприятие «Одессгорэлектротранспорт»: Колесниченко Наталья, тел. (048) 722-60-88, 717-54-00.
3. Одесская городская санэпидемслужба: тел. (048)723-83-54, 731-72-11.
4. Главное управление по защите прав потребителей Одесской области: тел. (048) 728-38-43 , 722- 61-68.
«Одесская жизнь» продолжает публиковать очерки об истории нашего города в годы Второй Мировой войны. Как… Читать далее
Ранним утром воскресенья, 22 сентября 2024 года, одесские активисты предприняли попытку закончить ранее начатый ими… Читать далее
Несмотря на то, что до конца первого месяца осени остается чуть больше недели, погода в… Читать далее
Город Белгород-Днестровский Одесской области снова оплакивает Зашитника Украины: на войне с россией в Курской области… Читать далее
Всем привет и с днем воскресным! Советуем начать его с чашки бодрящего кофе и не… Читать далее
"Одесская жизнь" рассказывает, какие праздники и события отмечают сегодня, 22 сентября 2024 года, в Украине… Читать далее