Вначале экскурсии Вадим Костроменко, директор Музея кино одесского отделения Союза кинематографистов, Заслуженный деятель искусств Украинской ССР, оператор и режиссер, рассказал об истории здания музея.
Особняк построил русский промышленник и благотворитель Павел Демидов, князь Сан-Донато, для своей дочери Елены в 1895 году. Тут княжна должна была жить после замужества.
— В Италии было заказано 24 барельефа с портретами выдающихся деятелей культуры, — рассказывает Вадим Васильевич. – Байрон, Гюго, королева Елизавета, Шекспир, Генрих ІІ, Франсуа І, Мария Медичи, Александр Пушкин, Рафаэль,
Обойдя старинное здание, мы попали в небольшой дворик, тут до сих пор растут итальянские сосны-пинии, которые старшая сестра Аврора прислала из Флоренции. Эти дервья помнят главную трагедию жизни Елены Демидовой. Одесситка Соня, приревновав своего возлюбленного к княжне, вызвала Елену во двор и плеснула ей в лицо кислотой. В домовой церкви, встроенной в особняк, Демидова пыталась покончить собой, но прислуга подоспела вовремя. Впоследствии Елену отправили на лечение за границу, а в доме после революции размещался детский дом. Затем, в 1919 году, особняк отошел киностудии, а теперь тут располагается Музей кино.
Кино начиналось в Одессе!
Наконец мы в сокровищнице Музея кино. В первой маленькой комнатке собраны экспонаты, объединенные двумя
— Эту камеру один из работников киностудии во время оккупации держал у себя под кроватью, поэтому она уцелела, — рассказывает Костроменко.
В музее хранится портрет одесского инженера Иосифа Тимченко, который за два года до братьев Люмьер изобрел аппарат для съемки и демонстрации движущегося изображения. Он снял два фильма «Копьеметатель» и «Скачущий всадник». К сожалению, свое изобретение Тимченко не запатентовал. Поэтому эра кинематографа официально началась после изобретения Люмьеров. В Одессе была создана самая мощная в царской России и первая на территории Украины кинофабрика. Именно здесь по-настоящему раскрыла свой блистательный талант королева экрана Вера Холодная. На почетном месте под стеклянным колпаком находится ее перчатка. Эту перчатку Вадиму Васильевичу подарила приемная дочь Веры Холодной Нонна, приехавшая из-за границы в Одессу в 2006 году в поисках могилы матери.
Заинтересовались даже японцы
В узкой проходной комнате расположены стеллажи с альбомами фотопроб, эскизами костюмов и декораций уже послевоенного периода.
— Вот, например, можно узнать, кто пробовался на роль Д`Артаньяна. Очень хорошая проба была у Александра Абдулова,
Повернув за угол мы попали еще в одно помещение, до верху заполненного картонными коробками.
— Тут вообще кладезь информации для тех, кто занимается историей кино. В каждой коробке я собрал досье на фильмы, — объясняет директор музея. — В больших коробках то, что мы снимали для проката, а вот в этих, маленьких, то, что мы снимали по заказу телевидения.
За этими материалами в музей приезжали киноведы из Канады, из США, Израиля, Франции, Польши, Голландии и многих других стран.
— Ко мне даже один японец приезжал. Он мне говорит: «Япония холосо знать, сто все кино нациналася Одесса». Я был счастлив, — улыбается Костроменко.
Тут снимались все отечественные знаменитости
— Специально для этой роли купили новый кожаный плащ, но Володя отказался его надевать, потому что, говорит, время действия — сразу после войны, страна нищая, раздетая, разутая, а муровец будет ходить в новеньком кожаном пальто? Что же люди подумают? Поэтому тогда взяли шкурку наждачную, «состарили» плащ хорошо. Тогда Володя согласился его надеть, — вспоминает Костроменко.
На одной из стен висит портрет королевы Анны из фильма «Д`Артаньян и три мушкетера» в исполнении Алисы Фрейндлих. Тот самый, который был в декорации «спальня Бекингема».
Груз проблем Музея кино
Сложно поверить, но музей существует в большей степени на энтузиазме Вадима Костроменко и его единомышленников. Хотя проблем достаточно. В том числе — с помещением.
Положение музея, по словам Вадима Васильевича, двоякое. С одной стороны, он передан музею в вечное пользование. С другой стороны, киностудия теперь принадлежит закрытому акционерному обществу, которому не интересно держать на своей территории вечного бесплатного арендатора.
— Мы обращались во многие инстанции. В том числе и в фонд госимущества, где нам сказали — частная собственность священна и неприкосновенна, но можете ее выкупить. Впрочем, должен сказать, что нынешнее руководство нас отсюда не выгоняет, спасибо, терпит и не требует с нас никакой платы. Но чтобы отремонтировать здание, нужны очень большие деньги, а мы даже не имеем права продавать билеты, потому что музей принадлежит общественной организации «Союз кинематографистов», а общественные организации не имеют права заниматься бизнесом. Так что посещение нашего музея — бесплатное.
Идем в «Музей кино»
Адрес: Французский бульвар, 33; тел. (0482) 33-95-38 (звонить в рабочие дни).
Экскурсии проводятся во вторник, среду и четверг в 15.00. Вход — бесплатный.
Вблизи села Камышевка Сафьяновской громады Измаильского района зарегистрирована вспышка африканской чумы свиней (АЧС). Это уже… Read More
Сегодня, 22 ноября, в Одессе наблюдается мощный ветер, который привел к падению деревьев и повреждению… Read More
Руслан Тимченко пошел среди первых защищать Украину добровольцем. Сначала попал на Николаевское направление, затем —… Read More
Преподаватели проводят лекции в бомбоубежищах, студенты учатся из окопов, но конкурсы и престиж вуза растут,… Read More
На спуске Виталия Блажко скоро начнется строительство новой дренажной системы. С 23 ноября 2024 г.… Read More
Мы живем во время исторических событий. 10 лет Революции Достоинства, 20 лет Оранжевой революции, годовщины… Read More