Наша традиционная рубрика обычно посвящена бывшим крупным предприятиям. Но сегодня речь пойдет о судоремонтном заводе №1, который побывал в статусе «бывший», возродился (как обособленное структурное подразделение Одесского морского торгового порта) и теперь называется судоверфь «Украина». Старые одесситы помнят его как завод имени Андре Марти.
«Извините, погранзона…»
Завод находится на территории порта, и увидеть его со стороны города можно только с высоты птичьего полета: с Приморского бульвара, с портовой автострады или с пешеходного моста в Газовом переулке.
Порт – режимный объект, и без специального электронного пропуска, на завод не попадешь.
— Извините, погранзона, — скажут вам на проходной в Армянском переулке и покажут на бюро пропусков. Пропуск выдается с разрешения директора Одесского морского торгового порта.
От царских времен до сегодняшних дней
Документы из заводского музея теперь хранятся в фондах музея Одесского морского торгового порта (Ланжероновский спуск, 2), поскольку в 2007 году завод был принят портом как структурное подразделение.
Первого июня 1793 года на месте Приморского бульвара (в районе Воронцовского дворца) состоялась закладка одного из двух главных зданий Адмиралтейских мастерских, от которых взял начало Одесский СРЗ-1. Мастерские предназначались для обслуживания военной гребной флотилии де Рибаса.
При Павле I (1796 год) решение об устройстве в Одессе военно-морской базы было отменено и производство в Адмиралтейских мастерских резко сократилось, но ситуацию изменило одесское купечество. Оно добилось передачи части Адмиралтейских мастерских в подчинение городской администрации, а это дало возможность (в 1803 году) открыть на Карантинном молу казенное предприятие для ремонта коммерческих судов. Позднее его преобразовали в казенный литейный завод, который до 1830-х годов находился в порту на Крымской пристани. Затем его переместили в Литейный переулок (современный Газовый).
Завод занимался ремонтом судов, лебедок, шпилей, брашпилей, рулевых и колосников. Через год после окончания Крымской войны (1857 год) он был выкуплен у государства недавно созданным акционерным «Русским обществом Пароходства и торговли» (РОПИТ). В середине 60-х годов, когда РОПИТ сняло в аренду Севастопольский военно-морской завод, Одесский использовался для аварийных и текущих ремонтов. Тогда его слесарный, компасный, инструментальный, парусный, меднолитейный и судостроительные цеха находились в Карантинной гавани. Когда же срок аренды в Севастополе истек (1893 год), Одесский завод снова стал единственной производственной базой РОПИТа. Кроме того, началось сооружение госмастерских Управления работ Одесского морского порта (УРОП).
В конце ХIХ-начале ХХ веков концентрация судоремонтников на Пересыпи возросла, и Одесса превратилась в важнейший центр судоремонта и судостроения на Черном море.
В 1899-1901 годах РОПИТ прорыл ковш для судоремонтного дока и канал для подхода к нему океанских судов. В ковше установили первый на Черном море плавучий железный док. К концу 1904 года вокруг него построили новые производственные здания, в которые переместили рабочих и оборудование из Карантинной гавани.
Образование СРЗ им. Андре Марти произошло (1918-1928 годы) благодаря слиянию нескольких предприятий: СРЗ РОПИТа, судостроительно-судоремонтного завода Беллино-Фендериха и Гена, мастерских УРОП. В период героической обороны Одессы в августе-октябре 1941 года завод ремонтировал боевые корабли Черноморского флота, создавал бронепоезда и бронетрактора. После освобождения, несмотря на разруху и слабую техническую оснащенность, завод быстро освоил ремонт боевых кораблей.
В 50-70-е годы он наращивал объемы производства, а в 80-е превратился в главную судоремонтную базу крупнейшей судоходной компании мира – Черноморского морского пароходства (ЧМП). Завод сменил несколько названий: Адмиралтейские мастерские, завод им. Марти, СРЗ №1, СРЗ им. 50-летия Советской Украины, СРЗ «Украина».
Почему завод лишился своих заказчиков…
В 90-е годы системный кризис в экономике государства и развал ЧМП поставили предприятие на грань выживания.
— Из рассказов старых капитанов я знаю, как за рубежом арестовывали наши суда, — рассказывает директор музея Одесского порта Ольга Николаевна. — В каждом государстве, куда они заходили, было агентство от ЧМП, которое оплачивало на месте воду, продукты, оборудование, взятые тем или иным нашим судном.
В один день пришел приказ — не рассчитываться. Судно получало все необходимое, и уходило в рейс. В следующий раз, когда оно заходило в этот порт, его арестовывали. Суда выставляли на аукцион и через подставных лиц продавали.
— Так распалось пароходство. Это была схема, по которой разворовывали наш флот. Огромные цеха, восьмитысячный коллектив которых, обслуживал второе в мире по величине и возрасту пароходство, были разворованы и разрушены, — продолжает Ольга Николаевна. — Налоги на несуществующие фонды продолжали начисляться. Завод, по сути, был банкротом, когда его передали порту. Кстати, ремонтной базы лишился не только наш завод, но и Николаевский, Херсонский и другие.
В апреле 2007 года, по решению Министерства транспорта и связи Украины, завод вошел в состав госпредприятия «Одесский морской торговый порт» (ГП «ОМТП») на правах обособленного структурного подразделения.
— Порт не только помог заводу рассчитаться с долгами, но вложил значительные средства в ремонт производственных и административных помещений, — рассказывает директор музея. — Ветеранов завода приняли в ветеранскую организацию порта. Людям выплатили зарплату почти за шесть лет. Подняли и отремонтировали уникальный док № 2, вложив в это около двух миллионов гривен.
Теперь возрожденное предприятие работает под названием «Судоверфь «Украина».
Разруха к заводу не относится…
На улице Приморской со стороны порта (напротив Одесского профессионального лицея морского транспорта) можно видеть разрушенные старинные корпуса. На вопрос, что там было и кому они теперь принадлежат, заместитель директора судоверфи «Украина» Игорь Кашубский ответил:
- В 2007 году в состав завода и порта они уже не входили. Все свои корпуса мы сохранили. Говорят, там находились литейные и кузнечные цеха, которые были закрыты задолго до этого в связи с тем, что загрязняли экологию порта и города. Сейчас это чья-то частная собственность.
Первый в Одессе памятник Ленину…
Перед входом в нынешнее заводоуправление стоит уникальный памятник, а на гранитной плите, установленной рядом с ним, высечена надпись: «Первый в Одессе памятник В. И. Ленину. Создан по проекту судоремонтников и их руками, за их личные средства. Открыт 2 мая 1924 года. Установлен единой волей судоремонтников к столетию со дня рождения Ленина».
Говорят, памятник стоял в другом месте, и был перенесен по желанию рабочих.
СКАЖИТЕ СПАСИБО КРАВЧУКУ Л.М.
Хлопчику «ОЬЪЕКТИВ», справжній хапок ЧМП був ще при СРСРі, а при Кравчуку обгризали лише недоїдки.
Я 28-ЛЕТ ТРУДИЛСЯ НА ЭТОМ ЗАВОДЕ.ТРУДНО ПОВЕРИТЬ В ТО ЧТО СЕЙЧАС ОСТАЛОСЬ ОТ ЭТОГО ЗАВОДА ЭТО ВСЕ БЛАГОДАРЯ КРАВЧУКУ!
каждый щипнул по немножко и теперь имеем результат.даже памятник помешал-переставили.слышал, что хотели вообще снести.
Работал на СРЗ в трубопроводном цеху еще в начале 70 г. Мощнейшее было предприятие .»Благодаря» Кравчукам кудюкиным кучмам все продали розтащили а теперь с умным видом учат нас как нужно нам жить .Позор!
А начало было при Кравчуке. Его Павло Лазаренко все ЧМП продал, сволочь. Хапнул 1,5 лярда и сел на нары в СШП. Дерьмократы, мля…
В 1976-1981 г.г. работал в доково-комплексном цеху, наш док был №3, бригадир был Исаев В.В.,кавалер ордена Знак Почёта. Начальник цеха Леонтий Антонович Кукол. Председатель профкома Березин, парторг Вилен Владимирович Рудницкий, все фамилии из памяти черпаю.
Прошло 40 лет,а как вчера всё было.