После того как первый киносеанс в России состоялся не где-нибудь, а в Одессе, и не как-нибудь, а со всеми удобствами, то есть в ресторане на главной аллее Александровского парка (ныне парк имени Шевченко), причём всего через полгода после того как братья Люмьер показали миру свою новинку, то есть синематограф, Одесса поняла: кто-кто, а уж она-то причастна к рождению кино.
Синематограф, то есть кино, поначалу воспринимали по-разному. Например, Валентин Катаев в книге «Волшебный рог Оберона» вспоминает, что технической новинкой, как было принято в России, первым заинтересовалось военное ведомство, прикидывая, как применить это изобретение в военных целях. Поэтому сеанс, организованный в юнкерском училище, где преподавал отец Катаева, был окутан ореолом секретности. Пока налаживали аппарат, в зале училища стояла тревожная, бдительная атмосфера. Катаев-отец умолил начальство дозволить сыну Валентину присутствовать на этом «секретном» сеансе, правда, Валентину пришлось дать обет неразглашения того, что он увидит.
Ясное дело, что, став новатором по части кино, Одесса уже не могла остановиться, беспрерывно что-то изобретая. Стоило лишь зайти в какой-нибудь одесский двор, на, скажем, Екатерининской, 6, взглянуть на пятиэтажный флигелёк, притаившийся там, и крик «Эврика!» сигнализировал что родилась очередная идея:
— А почему бы здесь не открыть первый научно-литературный кинематограф? И назовём это всё театром-иллюзионом «Урания».
В общем, примерно так в 1914 году всё и произошло. Зал был скромен. 90 стульев, на стене экран, справа от него гипсовая Венера прикрывшая листком самую притягательную часть своего облика. Правда, листок был не гипсовый, а бумажный. Короче, стоило, проходя мимо прелестницы, свистнуть от восхищения — и листок от дуновения сдувало, так что прелестница всякий раз непроизвольно краснела. Зато благодаря этой детали «Урания» стала культурным очагом Одессы. Сюда потянулись профессоры, критики, известные литераторы почитать лекции и посвистеть, если возраст ещё позволял. Бывали Алексей Толстой, Эдуард Багрицкий, вместе с ним бывал его друг Станислав Радзинский, отец Эдварда Радзинского, глубоко и художественно вздыхающего ныне на телевизионных экранах, видимо, вспоминая рассказы отца, передавшего сыну как завет тот заветный листок, который он лично сдул и не раскаялся.
Здесь читал свой рассказ «Смерть пророка» И.А. Бунин. Его жена В. Муромцева оставила такую запись в дневнике: «Ян читает сегодня в «Урании»». Все слушают его с необыкновенным интересом, а ведь это, вероятно в сотый раз». Литературоведы так и не пришли к единому мнению: это посетители «Урании» никак не могли насытиться, слушая в сотый раз будущего академика, или академик всё читал и читал, наслаждаясь гипсовой киской справа от экрана, ещё не решившей для себя: Венера — это имя или профессия как стемнеет.
Сеансы в «Урании», как и в других иллюзионах, были только вечерними, а днём, чтобы очаг культуры не простаивал без дела, туда пустили театральную школу-студию, которую возглавил артист Московского художественного театра В. Тезавровский. Школа заняла второй этаж, что упрощало обучение по системе Станиславского. Например, ставится «Гроза» А.Н. Островского. Исполнительница роли Катерины в третьем акте на втором этаже истерически восклицает: «Ах, почему люди не летают?!». А на первом профессор математики Б. Кофман, читающий там лекцию, с помощью формул тут же поясняет, почему полететь — задачка не из простых. Напряжение на обоих этажах нарастает. И тотчас один из учащихся школы-студии, влюблённый в исполнительницу роли Катерины, вскакивает на подоконник и орёт что есть мочи: «Вы меня только подтолкните, а дальше я сам полечу!». И присутствующий внизу на лекции известный хирург Я. Зильберберг тут же разъясняет аудитории, в какую больницу наш герой полетит и сколько он будет пребывать там на излечении.
Но это всё, как говорится, гарнир, ибо всё же главным блюдом в «Урании» были научно-популярные ленты. Что это были за фильмы? Автору этих строк не хочется выглядеть в глазах читателей «Одесской жизни» фантазёром, поэтому он воспользуется цитатами из классиков. Дело в том, что в то время каждую фильму (так тогда говорили) предваряла аннотация. Итак, слово современникам того кино, которые стали классиками.
«Чинка карандашей в Средней России». Этим делом занимаются преимущественно подростки, имеющие для этого специальный инструмент. Чинка требует большого уменья и ловкости, так как очень легко порезаться самому держимым в руке ножом или порезать подвернувшегося под руку кого-то рядом. Лента учит, что, когда подросток вырастет, он станет владеть ножом намного профессиональнее и точнее.
«Мода из комода». Говоря высоким французским стилем, зритель погрузится в мир мужского эвфуизма, то есть франтовства, и женской фанаберии, то есть фасонистости. Как при любом погружении, здесь главное — не заплывать за буйки и не нырять, не проверив, хотя б на ощупь, какая сумма планируется быть потрачена на эвфуизм.
«Как хороши, как свежи были розги». Как и чем обогатить и разнообразить учебный процесс в классических гимназиях.
«Ловля блох в Норвегии». Так называются насекомые, живущие не только в местах ночного отдохновения трудящихся, но и на теле, причиняющие большое беспокойство жителям этой маленькой энергичной страны. Ловлей этих юрких животных занимается стар и мал, и хотя охота бесприбыльна (мясо блох не употребляется в пищу, а кожа не годится за размерами), но тем не менее этих хищников ловят отважные норвежцы. Это всё подлинные аннотации, оставленные классиками. Имена их А. Аверченко, О.Л. Д’Ор и другие. Правда, классиками они стали, специализируясь в юмористическом жанре, но, читатель, ты уж прости нас за поспешность выбора цитат.
Ещё одной кинодиковинкой, рождённой фантазией одесситов, стал вагон-иллюзион, установленный в Александровском парке. Это был обыкновенный с виду вагон, в котором демонстрировались видовые фильмы. Вагон был важной деталью: именно он создавал иллюзию путешествия, которую усиливала оригинальная конструкция пола вагона. Во время киносеанса вагон постоянно трясло. Достигалось это с помощью двух специально нанятых и специально напоенных местных механиков. Эффект тряски был настолько естественным, что зрители не могли сориентироваться: тошнит их от содержания лент или от новаторского эффекта?
Вершиной деятельности вагона-иллюзиона стало появление в его штате тёти Симы, дворничихи из дома №12 по Маразлиевской улице. Правда, гвоздём аттракциона стала не сама тетя Сима, а её метла. Шурудение метлой по листовому железу во время сеанса создавало поразительный эффект шума поезда. И это было только начало, потому что уже на третий день работы тётя Сима, кроме скрежетания по железу, стала озвучивать видовые фильмы, мастерски воспроизводя галдёж страусов, рев водопада и топот бизонов. А к последнему вечернему сеансу она зачастую уже издавала ритуальное икание жрецов майя, брачные крики пьяных зулусов и радостный вопль чукчи, встретившего белого медведя в своей яранге.
Но однажды в вагон-иллюзион вовремя не подвезли очередную видовую ленту. А поскольку зрители уже заплатили и требовали зрелища, то вагон решили пустить вниз по склону в парке, авось, зрители не разберутся, что за виды мелькают мимо. Короче, вагон разогнали и отпустили, пока он не оказался в море!
Вся Одесса завидовала тем, кто оказался тогда в вагоне. Хотя маршрут его до сих пор остаётся загадкой, но некоторые из зрителей-пассажиров всплыли потом под Нью-Йорком, Хайфой или Сиднеем. А один вообще всплыл за 500 километров от моря в горном штате Невада, недалеко от Лас-Вегаса.
Многие из того вагона-иллюзиона до сих пор шлют посылки в Одессу, не забывая город, из которого они так необычно выехали благодаря волшебной силе киноискусства, и благодарят братьев Люмьер за их архинужное изобретение.
При выборе нового размера колес используется шинный калькулятор, инструмент, который упрощает процесс подбора. Read More
В субботу, 23 ноября 2024 года, в Одессе и Одесской области ожидается прохладная и ветреная… Read More
В Одессе установят 11 мобильных укрытий в местах с большим скоплением людей. Решение принял исполнительный… Read More
Италия заявила о готовности поддержать восстановление Одесской области через реализацию ряда совместных проектов. Этот вопрос… Read More
Эта история об учениках херсонской школы и их учительнице Елене, которые поддерживают украинских защитников на… Read More
Вблизи села Камышевка Сафьяновской громады Измаильского района зарегистрирована вспышка африканской чумы свиней (АЧС). Это уже… Read More