Модерн на оба ваши дома
Дома с мордами на фронтонах то ли львов, то ли хозяев, хрустальные люстры с капризным наклоном «ой, не стой подо мной — сейчас упаду», настольные вазы, со столь волнующими и возбуждающими формами, что на них тянуло жениться. Да, модерн вошёл внутрь одесских домов, но особо
Практицизм одесситов проявился сразу. Первым образчиком одесского модерна стал не жилой дом, а здание чаеразвесочной фабрики на углу Троицкой и Канатной, спроектированное в 1892 году Цезарем Зелинским для поклонника чаёв Вульфа Высоцкого. И хоть поклонник чаёв жил в Москве, кормила семью Высоцких фабрика на Троицкой угол Канатной. Секрет процветания нечаянно разгласил архитектор — его мозаичные панно на стенах и витражи огромных оконных проёмов воссоздавали растительную орнаментику, а конкретно те растения, которые Высоцкий вкладывал в чайные наборы, выдаваемые одесской фабрикой за индийский чай. Впрочем, малую толику индийского чая вперемешку с мелкими индийскими священными животными, которых не смог взять даже одесский дуст, Высоцкий в пачки чая клал, чтобы показать, что в Одессе живут не конченные жлобы, и, слава богу, одесситы отличаются от столичных чайных магнатов, всяких Перловых и Споровых. Кстати, это по сей день отличает наследников Высоцкого, которые держат чайное производство в Израиле, доказывая, что одесские традиции пускают корни на любой земле, даже
Если же мы пройдём чуть дальше, например, до угла Кузнечной и Успенской, то, конечно же, обратим внимание на дом некоего Вуфгардта. Считается, что здесь зодчие обратились к традициям изобразительного искусства Древнего Египта. Угловая часть дома акцентирована мощными башнями-опорами, поддерживающими крышу, между которыми помещён характерный барельеф с изображением змеи и солнца. Впрочем, одесситы сразу смекнули, что никакой это не Древний Египет, а чисто одесская символика: солнце — солнечная Одесса, а змея — тёща Вуфгардта. И не надо одесситам пудрить мозги каким-то древним Египтом!
Итак, модерн в архитектуре становится достойным воплощением духа и традиций Одессы. Лестничная клетка ужимается в размерах, чтобы свести к минимуму споры между соседями, кто моет лестницу. А планировка квартир постепенно типологизируется, приближаясь к «идеалу» того времени. Обязательной принадлежностью становятся лоджии и кладовые, то есть места, где никогда не доверявшие заверениям властей о надвигающемся изобилии, одесситы могли бы хранить запас картошки, сахара и сухарей. Вдобавок знакомство с европейскими школами модерна мгновенно подсказало, что в квартире вообще должно быть несколько ванн, чтобы отдельно солить огурчики, отдельно помидорчики, да и разливное пиво
В 1904 году архитектор Лев Влодек создаёт поистине шедевр рационального модерна, проектируя здание школы торгового мореплавания на Канатной, 8. Оно сразу виделось как образчик неоренессанса с чётким делением на учебные лаборатории для практических занятий будущих мореходов.
Причём для имитации последствий морской болезни в лабораториях были в достаточном количестве лёгкие напитки и ёмкости с жидкостью, на которых красовалась загадочная надпись «Утренняя свежесть» (не писать же прямо «Рассол»). Всё было идеально продумано, даже посуда: например, хвалённый модерн создал гранённый стакан, не только эстетичный, но и практичный. В училище сразу же зачастили инспекции, даже в лице членов императорской фамилии, что очень дестабилизировало учебный процесс: на высочайших гостей никакого рассолу было не напастись — их же фамильная голова тоже по утрам не железная.
В заключение надо отметить, что, к сожалению, в Одессе не получило большого распространения направление «сецессион», подразумевавшее использование округлых, профилей фасада в элементах декора.
Амуры в стиле модерн
Что ж, модерн проникал всюду — в одежду и даже под одежду. Дошло до того, что какие-то свихнувшиеся реформаторы назвали пережитком корсет. После чего стали множиться добровольные мужские общества, девизом которых было «Долой корсеты!», причём, мужчины не скрывали, почему такая революция назрела: «С этим корсетом такая возня, а муж дамы уже на подходе!».
Усугубляла ситуацию и революция в мебели: вместо нормального вместительного шкафа на несколько человек, где в хорошей компании можно было переждать приход мужа, в моду вошли дурацкие шифоньеры с сотней ящичков. А ящичек не шкаф — туда самостоятельно не залезешь,
Радовали только светильники в стиле модерн. Вернувшийся с работы муж видел в углу стоящую с абажуром на голове мужскую фигуру с бронзовым торсом (то ли натуральная бронза, то ли натуральный загар, но чаще просто араб). Особый эффект достигался тогда, когда торшер начинал потихоньку пробираться к выходу.
Особо взволновал одесских женщин долетевший из Франции лозунг: «Женщина — это цветок». Всевозможные женские общества начали непрерывно заседать и нескончаемо обсуждать, как это понимать. Дошло до того, что на заседание пригласили известную в городе этуаль, в общем, жену заводчика Пташникова-младшего. Она только пожала плечами:
— А что тут понимать. Цветок тогда лишь становится цветком, когда распускается. Чего мы ждём? Дамы, пора распускаться!
Так мило и приятно было узаконено распутство, которое уж столько лет всё никак не могли легализовать.
Модерном жги сердца людей
Кстати, мужская мода предписывала настоящим мачо облачаться в пиджак, жилет и брюки. Пиджак был обязателен, жилет на усмотрение хозяина, а без брюк отваживались появляться только отчаянные модники.
В женских платьях обязательной стала плавная линия, присущая всему модерну. Тут уж правила диктовала не эстетика, а логика: плавная линия соответствовала естественным контурам женской фигуры, так что мужская
Ну что ж, стиль модерн (или как его иногда называли Art Nouveau) очень органично вписался в жизнь Одессы. Присущее модерну заполнение плоскостей густой фактурной рябью прорезной листвы каштана для Одессы, густо засаженной каштанами, было абсолютно органично. А плавное, томное течение линий, которое было характерно для модерна, так напоминало томное, плавное стекание переулков Французского бульвара к морю, что это никого не удивляло, ибо также плавно и томно
Так хотелось красоты, что «ушибленные» модерном наши земляки везли в Одессу листы знаменитых художников Поленова и Васнецова, Бенуа и Лансере, но не картины, а эскизы спинок стульев и зарисовки секретеров, потому что тех великих мастеров посетил священный зуд показать своё виденье модерна, а одесситов посетил священный трепет посидеть на Поленове или Бенуа, облокотиться на Васнецова или Лансере.
Так, ХХ век начался в Одессе, провозгласив: мы не можем ждать милостей от модерна, взять их у него наша задача, пусть только попробует не дать.
По сообщению Гидрометцентра Черного и Азовского морей, завтра, в четверг, 28 ноября 2024 года, в… Read More
Выбор детского сада – это важный этап, который определяет комфорт, развитие и безопасность ребенка. Одесситы… Read More
Жительница города Рени Ирина Тимошевская, как и тысячи других женщин, проводила мужа на фронт. Каково… Read More
В субботу, 30 ноября, Одесский зоопарк и Центр адопции собак под патронатом общественных организаций «Animal… Read More
«Одесская жизнь» представляет вашему вниманию обновленный и расширенный материал по истории названий районов Одессы. Собрать… Read More
Украинское Дунайское пароходство защитило имущество в центре Вены от попыток россии его отнять. Такое решение… Read More
View Comments
Браво автору!Прекрасный слог!
Автор явно далек от понятия ^модерн^ и особенно Secession