Мы завершаем цикл публикаций об Иосифе де Рибасе — иностранце, который принимал самое непосредственное участие в строительстве Одессы. Но прежде чем рассказать о последних годах жизни нашего героя, развеем шлейф злобных вымыслов, преследовавших его при жизни и, к сожалению, не развеянных прошедшими двумя столетиями…
Так виновен ли де Рибас?
Вполне естественно, что де Рибас, как в силу личных качеств, так и по роду своей деятельности, имел завистников и врагов. Вот и преследовали его – и при жизни, и после смерти – две, назовем их так, сплетни.
Сплетня вторая: участие Рибаса в похищении и пленении так называемой «княжны Таракановой» — выдающейся авантюристки, выдававшей себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны. Удивительно, что на такую «утку» клюнули некоторые писатели, например, Г.П.Данилевский, позволивший себе описать де Рибаса самым недостойным образом. А ведь существует огромное количество серьезнейших документов, свидетельствующих о том, что де Рибас никак не мог участвовать в этой акции, так как в этот период сражался под Козлинцем и у Ени-Базара. Затем была служба в Петербурге, в Шляхетском корпусе. Кроме того, в отчете Екатерине о выполненной операции по похищению Алексей Орлов подробно перечисляет действия каждого из ее участников, и имя де Рибаса здесь вообще им не упоминается.
Знаменитая апельсиновая история
…Итак, отстраненный от должности Рибас в январе 1797 года прибывает в столицу. Начинается петербургский период жизни и деятельности нашего героя – время, полное опаснейших сплетений роковых обстоятельств и захватывающих дух интриг…
…Из письма адмирала Александра Шишкова адмиралу Николаю Мордвинову (январь 1797 года): «…И еще одна новость, которая, я полагаю, сполна потешит Вас: гишпанский выскочка от всех дел отстранен с позором и направляется в столицу, где будет посажен в крепость…». Враги
Воспрянувший духом Одесский магистрат, внимательно следивший за всеми перемещениями своего «одесского консула», решается на хитрый ход – в Петербург отправляется унтер-офицер бывшего греческого дивизиона Георгий Раксомати с тремя тысячами отборных апельсинов («померанцев») к императорскому столу. Дар был с благосклонностью принят. Вскоре Одесский магистрат получает 250 тысяч рублей, которые он безуспешно просил у Павла ранее. Деловая Одесса ликовала: никогда еще в фонд строящегося города не поступала такая значительная сумма! Современники тех далеких событий небезосновательно утверждали: это хитрый ход придумал именно наш герой…
В немилости у императора
…Слава, почет, доверительное отношение самого императора – что еще может пожелать человек? Но в Рибасе просыпается высокое чувство сопричастности судьбе своей второй родины, каковой для него давно стала Россия. Понимая, что штурвал державы находится в руках человека явно ненормального, в приступе гнева способного на совершенно алогичный поступок, де Рибаса становится организатором… дворцового заговора!
Сначала Рибас определяет узкий круг людей, которым он может довериться в этой смертельно опасной игре. Ими оказались его два давних приятеля – английский посол в России Уайтворт (да, не напрасно Павел питал лютую ненависть к англичанам!) и граф Никита Панин. Это был далеко не случайный выбор: сэр Уайтворт представлял страну, чей король испытывал такую же «симпатию» к российскому самодержцу, что и Павел к Англии. А потому Рибас, в случае провала, мог рассчитывать на возможность укрыться в английском посольстве.
А вот Никита Панин вызвал интерес нашего «главного заговорщика» по двум причинам. Во-первых, он, будучи ранее воспитателем Павла, знал его совершенно. Во-вторых, граф Никита Иванович имел превосходный опыт в подобных делах, являясь активным участником дворцового переворота 1762 года, когда жертвой пал император Петр III. В ноябре 1799 года на первое тайное совещание заговорщики решают пригласить еще одного «нужного человека» — военного коменданта Санкт-Петербурга генерала от инфантерии (то есть пехотного генерала) графа фон дер Палена. Переговорить с Великим князем Александром Павловичем (прямым наследником Павла) берется Никита Панин. Вскорости фон дер Пален добивается у Великого князя аудиенции для него…
Неожиданно 1 марта 1800 года срабатывает очередной донос, и де Рибас с грозным обвинением в «хищении государственного имущества» отстраняется от службы. Проходит несколько месяцев ожидания, и император наносит по плану заговорщиков весьма чувствительный удар – отстраняет от должности Палена, а на его место назначает генерала Н.С.Свечина. Пален впадает в панику и категорически настаивает на немедленном вовлечении его в заговор, что поддерживается Паниным. Рибасу с трудом удается убедить подельников не торопиться и поручить это щекотливое дело ему.
Заговор так и не осуществился
Де Рибас, хоть и отстраненный от дел, продолжает оставаться вхожим во все дома. В середине октября 1800 года он присутствует на приеме в доме Свечнина и, выбрав удобный момент, издалека заводит с ним разговор о наступивших смутных временах, о недовольстве деяниями Павла, царящем в армии, и произносит: «Сложно, я полагаю, в Вашем положении сделать правильный выбор, если произойдет это…». Свечнин реагирует мгновенно: «А мне и выбирать не пристало! Останусь верен присяге и чести!». Рибас с возгласом «Другого ответа и не ждал!» целует Свечина в обе щеки…
Не проходит и двух недель, как Рибас и Панин без всяких объяснений возвращаются на свои посты. Рибас получает от императора поручение лично заняться реконструкцией Кронштадта и его укреплений. Потому своим обликом, сохранявшимся до середины прошлого века, город этот во многом обязан де Рибасу, а нашего героя считали основателем не только Одессы…
…12 ноября 1800 Рибас назначается императором помощником вице-президента Коллегии Адмиралтейства. Вице-президент И.Л.Голенищев-Кутузов был тяжело болен, то есть это было назначение на пост вице-президента. Рибас в смятении. 16 ноября он пишет брату Феликсу: «Дьявольская мысль посетила меня ночью: Павел знает о заговоре, равно как и о его главном исполнителе – обо мне – и специально одаривает меня, дабы узнать, как далеко может простираться подлость
P.S. Де Рибас со всеми почестями был похоронен на Смоленском лютеранском кладбище, что находится на Васильевском острове. Император искренне горевал по поводу его смерти и даже прошел немного с траурным кортежем, после чего вернулся к себе, в Инженерный замок. И невдомек государю, что жить ему осталось немногим более трех месяцев, ибо уже пришел в движение маховик дьявольской машины, запущенной рукой сына испанского дворянина Дона Мигеля де Рибас-и-Бухонса…
Остается только сказать, что и прах нашего де Рибаса не обрел покоя: в 1989 году его могила была варварски уничтожена (потрошители рассчитывали найти усыпанные бриллиантами ордена адмирала). В течение нескольких месяцев захоронение было полностью отреставрировано, в чем немалая заслуга автора данного очерка, чем он искренне гордится. Но это уже совсем другая история…
Анатолий ГОРБАТЮК.
На спуске Виталия Блажко стартует строительство новой дренажной системы. В связи с этим с 23… Read More
Мы живем во время исторических событий. 10 лет Революции Достоинства, 20 лет Оранжевой революции, годовщины… Read More
К руководству предприятия обратились сотрудники областной станции переливания крови с просьбой сдать кровь для нужд… Read More
В Одесской области два сотрудника районных территориальных центров комплектования и социальной поддержки продавали военнообязанным отсрочки. Read More
В Пивденном простились сразу с двумя погибшими воинами - солдатом Марковским Игорем Григорьевичем и боевым… Read More
С пятницы, 22 ноября, в Одессе возобновлена работа автобусов № 105 и №105-А по постоянному… Read More
View Comments
Дерибаса наказал БОГ за предательство императора- помазаника на царство и желание его убить. Неслучайно, что могила его была уничтожена и осквернена.
Мне очень понравился цикл статей об Иосифе де Рибасе. Я узнал много нового для себя. Благодаря этой информации я смог увидеть ошибку Максима Конного из "Вечгорода". Не мог Иосиф де Рибас в 1806г. подарить Горсад родному городу, поскольку умер в 1800г. Это сделал его младший брат Феликс. Также М.К. утверждает, что Дерибасовская названа в честь дарителя Горсада. А может, всё-таки в честь основателя нашего города? Отдельное спасибо автору цикла за трепетное отношение к могиле Иосифа де Рибаса.
Аноним, вот читаю вас, и думаю, было ли вмешательство сверху, когда вас обделили мозгом, или всё само собой разумеется... Могила его была осквернена, действительно, не случайно - кое-кто надеялся помародёрствовать.