А знаете, как и когда в Украине зародился футбол? Исторические свидетельства указывают на то, что немаловажную роль в этом сыграла Одесса. Именно здесь, на юге Украины, благодаря энтузиазму и страсти к игре, футбол начал своё триумфальное шествие по стране, завоевывая сердца миллионов.
Да, первыми футбольными болельщиками были одесситы. Как только в одесский порт заходило английское судно, британские моряки первым делом затевали футбольный поединок. При этом полянку для этого им рекомендовали как раз одесские болельщики, скажем, на склонах в Отраде.
Но футбол — очень нерационально придуманная игра: требуется противник. И тогда в 1878 году англичане, проживающие в Одессе, подумали: не организовать ли им футбольную команду, этакого постоянного спарринг-партнёра для своих? Мотив был серьёзный: нельзя забывать национальные традиции, а футбол был лучшей из английских традиций. Руководитель Одесского отделения Индо-Европейского телеграфа Джон Д. Герд как-то вечерком заглянул к владельцу пароходной компании Эрнесту Джекобсу и произнёс историческую речь:
— Эрнест, пусть наши дети лишены возможности видеть английскую королеву Викторию (лично меня именно её красота и держит в Одессе), но лишить их возможности увидеть гол, забитый мячом, поданным с корнера, — это уже преступление. Я на него не пойду.
Джекобс тоже видел портрет королевы Виктории в период расцвета её красоты и как заботливый отец не мог допустить, чтобы и его сын перенёс подобное потрясение. И буквально на следующий день был организован «Одесский Британский Атлетический Клуб» (ОБАК). Он и стал первым футбольным клубом на территории Российской империи, а его стадионом стало и ныне сохранившееся поле в Шампанском переулке, принадлежащее сегодня Одесскому национальному университету имени Мечникова.
Естественно, что антимонопольный футбольный комитет не мог допустить такой монополии англичан, и не возражал, когда в учебных заведениях Одессы стали потихоньку организовываться футбольные кружки, легко заменившие химию, математику, латынь и другие «мёртвые» предметы. Профилирующим предметом в гимназиях стал футбольный мяч.
Первой отличилась гимназия Юнгмейстера. В 1908 году её гимназисты предложили профессионалам ОБАКа сыграть с ними на интерес. Но гордые англичане напомнили, что у них совсем другие интересы — они же профессионалы. Тогда гимназисты нашли спонсора (в команде гимназистов как раз играл родственник Цезаря Гинанда, одессита, торговавшего вином). Спонсор тактично поинтересовался, сколько в футбольной команде игроков. Узнав, что 11 футболистов, он разумно решил, что 11 ящиков вина для придания матчу интереса будет в самый раз.
Вот когда сказалось преимущество любительского спорта перед профессиональным.
У профессионалов режим и другие заморочки, вплоть до отказа от спиртного (кстати, никто их за язык не тянет), зато любители-гимназисты были лишены подобных надуманных запретов. В общем, когда на кону 11 ящиков вина, надрать команду ОБАК было делом чести. Ни с честью, ни с закуской в Одессе проблем не было, так что за победой дело не стало. Кстати, вот вам и рецепт решения проблем украинского футбола: стоит разогнать все нынешние профессиональные футбольные лиги и доверить судьбу нашего футбола истинным любителям (в смысле, любителям содержимого 11 ящиков), и наш футбол станет самым непобедимым в мире — против нашего перегара устоять не сможет никто.
С того момента число одесских футбольных команд стало множиться, как потомство кроликов. Появились ОКФ (Одесский кружок футбола), ШК (Шереметьевский кружок спорта), «Турн-ферайн», «Вега», «Местран» и другие.
А тут отцы города с педагогическими целями решили построить в Александровском парке малую копию Чёрного моря, возведя на её берегах макеты городов и другие достопримечательности. Но средств хватило только вырыть два котлована: большой, который должен был стать морем Чёрным, и малый — прообраз соседнего моря Азовского. На этом педагогический порыв и деньги кончились. Засыпать котлованы никто не собирался, и тогда большую площадку (потом преобразованную в «Зелёный театр») облюбовала как своё поле футбольная команда, в которую входили молодые грузчики порта, рыбаки с Ланжерона и жители прилегающих к Таможенной площади домов. Команда, ясное дело, стала называться «Чёрное море», и это название позже было с благодарностью взято продолжателями их футбольного дела командой «Черноморец».
То был самый комфортный стадион в мире, ибо его окружали пологие склоны, так что за мячом, покинувшим поле, не надо было никуда бегать — сам возвращался на газон. В Одессе комфортом не разбрасываются, и хоть ордер на эту жилплощадь никто «черноморцам» не выдавал, но на самовольно занятое поле они никого не пускали, разве что для выяснения принципиальных футбольных отношений. Об этом поведал в своей повести «Зелёный фургон» А. Козачинский. Поэтому команда гимназистов, в которой играл инсайтом Володя Патрикеев, герой той повести, ютилась в соседней яме, с тоже относительно гордым именем «Азовское море».
Козачинский нам поведал и об организационных тонкостях матчей. Где-то за полчаса до начала футболисты устанавливали штанги, а поверх них натягивали толстый канат. Если в пылу футбольной баталии штангу заваливали, то с помощью болельщиков её водружали на место, но по просьбе голкипера расстояние между штангами могло быть разумно скорректировано, так что к концу поединка одни ворота могли оказаться вдвое меньше других, что, конечно же, влияло на результат матча. Поэтому его результат приходилось тоже корректировать. И не всегда кулаки болельщиков команды, в которой преобладали грузчики, становились решающим доводом против гимназической команды. Романтичные гимназисты могли забросать команду противников букетами, не преминув разнообразить цветочную икебану в такой пропорции: к паре подснежников в букет добавлялась пара булыжников.
Не будем забывать, что то были времена, когда футбольные звёзды, засверкавшие в Одессе, ещё пополняли различные сборные страны. И первыми среди них были Григорий Богемский и Александр Злочевский.
Богемский поражал своей идеально «неспортивной» внешностью. Юрий Олеша писал о нём: «Подумать только, что этот человек в пенсне, с кольцами желтоватых волос на лбу, рыхловатой наружностью — такой замечательный спортсмен». О Злочевском вообще ходили легенды, например, что ему запрещено бить левой ногой, так как однажды Злочевский ударом мяча чуть не убил турецкого голкипера. Правда, легенда умалчивает, что накануне Злочевский купил у того голкипера привезенную на продажу бракованную турецкую куртку, а за такую подставу можно было врезать и не мячом.
Но, конечно, самым ярким воспоминанием в истории футбольной Одессы был факт, когда в первый и, увы, пока в последний раз Одесса стала чемпионом страны. Это случилось в 1913 году. Сборная Петербурга, победив сборную команду Москвы, для окончательного выявления чемпиона страны должна была встретиться с победителем Юга, а это была Одесса. По жребию принимать противников выпало Одессе. Столичные футболисты, возглавляемые знаменитым Бутусовым, полагали игру с Одессой для себя обузой, но поскольку по регламенту разобраться с какими-то одесситами всё же требовалось, петербуржцы отправились на юг, как на прогулку.
Но, когда команды уже выстроились на поле, и вдруг появился мальчик, бережно несущий рюмку водки, которую опрокинул в себя капитан сборной Одессы, петербуржцы поняли: кажется, дело серьёзно. В общем, столичные ассы продули под чистую. Но уже тогда в футболе нарабатывались интересные тактические ходы.
Петербургские футболисты позор смыли довольно ловко. Всероссийский футбольный союз, организатор первенства, тоже находился в Петербурге. Так что, проигравшие во главе с Бутусовым прямо с вокзала побежали в союз с протестом: дескать, в сборной Одессы играли легионеры из английской команды ОБАК. Легионеров было трое, а по регламенту их могло быть только двое. Хитрость заключалась в том, что никакого регламента не существовало. К примеру, сборная Юзовки (ныне Донецк) в том первенстве выставляла на игру 6 иностранцев (ну, прямо как «Шахтёр» сейчас). Но сварганить регламент задним числом было минутным делом. Отменить матч было нельзя, и тогда Всероссийский футбольный союз применил тактическую заготовку: просто отменил то первенство страны. Так Одесса стала чемпионом несуществующего первенства.
Видимо, в какой-то канцелярии (может быть, и в небесной) прописано: не быть Одессе футбольным чемпионом, кому-то это неугодно. Ну что ж, чемпионом Одесса не была, зато какой в ней был когда-то Футбол — да-да, с большой буквы. Нынешним футболистам негоже забывать славную историю, ибо как говорил Бальзак: «Слава — это дым, который надо беспрестанно возобновлять, если хочешь, чтобы он длился».
В Одессе правоохранители задержали заведующую одного из отделений "Детской городской клинической больницы №3". Ее подозревают… Read More
22 ноября 1954 года, т.е. ровно 70 лет назад «скопытился» Андрей Януарьевич Вышинский. «Фи!», —… Read More
В части Приморского района Одессы в пятницу, 22 ноября 2024 года, временно отключат воду. Причина… Read More
В ЮНЕСКО дали ответ на нашумевшее «Одесское письмо», в котором противники деколонизации топонимов, названных в… Read More
Завтра, в пятницу, 22 ноября 2024 года, в Украине и, в частности, в Одессе и… Read More
21 ноября Украина отмечает День Достоинства и Свободы в Украине - один из знаковых государственных… Read More
View Comments
Неплохой материал!
Изучением истории футбола Российской империи занимаюсь довольно давно и в связи с этим было весьма любопытно знать источник, поведавший о беседе Гердта и Джекобса.
С уважением. Лес.