В июле 1941 года положение войск Южного фронта, оборонявших 700-километровый фронт от Липкан до Одессы, было довольно прочным. Румынские части, понеся тяжелые потери, были остановлены на рубеже Днестра. Советские соединения неоднократно переходили в контратаки, держа противника в постоянном напряжении. О непосредственной обороне Одессы речь не шла. Казалось, получи наши бойцы свежие подкрепления — и можно будет перейти в наступление, окончательно разгромить противника. Однако в тот момент ни командование, ни рядовые бойцы Южного фронта даже не знали, что судьба города решается под… Киевом. Юго-Западный фронт трещал по швам. Поражение следовало за поражением. 2 августа под Уманью были окружены и разбиты сразу две советские армии — 6-я и 12-я. Отборные немецкие танковые и моторизованные дивизии в любой момент могли повернуть на юг. Поэтому Отдельная Приморская армия генерала Софронова, чтобы не быть окруженной, получила приказ начать плановый отход к Южной Пальмире. 5 августа 1941 года начались бои на дальних подступах к городу. Именно этот день и считается началом героической обороны Одессы…
Ее возвели в непосредственной близости от села Чабанка в 30-х годах по проекту инженера Карбышева. В идеале эта мощная, оснащенная 180-миллиметровыми орудиями дальнобойная батарея береговой обороны была призвана не подпустить к Одессе суда «империалистических хищников», то бишь Великобритании, Франции или США. Однако в 1941 году они оказались союзниками СССР, а немцы и румыны — врагами. Но в виду того, что на море господствовал советский флот, то страшные орудия повернули в сторону суши. Благо, они могли стрелять на 360 градусов. Ураганный огонь 412-й батареи раз за разом срывал планы румынской армии в Восточном секторе обороны. Фашисты, в свою очередь пытались захватить смертоносные пушки, чтобы с их помощью взять под контроль порт, аэродром, а также обстреливать осажденный город.
Ход этой страшной схватки при свете луны точно установить невозможно. Однако согласно свидетельству старшего сержанта Федора Задои, сражавшегося на 412-й батарее, утром морским пехотинцам открылась страшна картина.
— Перед дорогой, в траве, в кустах, лежали трупы румынских солдат с разрубленными головами и плечами, тела погибших наших бойцов в тельняшках. Слышны были стоны раненых, ругань, призывы о помощи, — вспоминал Федор Задоя. — Повсюду на земле валялись румынские винтовки. У наших погибших бойцов в руках были зажаты окровавленные саперные лопатки, ножи и те же румынские винтовки с разбитыми прикладами…
Внезапной атакой шахтеры рассеяли румын, но и сами практически все полегли на поле боя. По злой иронии судьбы уже через два дня командование приказало взорвать батарею, а защищавших ее моряков перебросили на другой участок…
Согласно официальной версии, войска Отдельной Приморской армии… вообще не имели в своем составе бронетанковых войск. В то же время большинство современных историков сходятся во мнении, что такого попросту не могло быть.
— 10 августа. Оборона Одессы только началась. В своем докладе директор завода имени Январского восстания пишет, что на предприятии уже отремонтировано около десяти танков БТ-7, и четыре из них отправили на передовую, — говорит одесский историк Александр Черкасов. — С какой передовой могут поступить подбитые советские танки? Правильно, из-под Одессы. Их ремонтировали…
— Когда румынские солдаты впервые столкнулись с ними в бою, то это нечто непонятное, грозно рычащее, окутанное выхлопными газами и к тому же еще метко стреляющее, вызвало у них такой испуг, что они выскочили из окопов и убежали в тыл, — рассказывает кандидат исторических наук Виктор Воскобойников.
Всего в обороне Одессы приняло участие около пятидесяти танков НИ-1, которых правильнее называть бронетракторами. Большая их часть была брошена советскими частями при эвакуации из города…
Утром 16 октября последний десантный корабль с советскими войсками покинул Одессу. Они уходили непобежденными. Они уходили, потому что фронт уже ушел далеко на восток. Оборонять город больше не имело смысла. Отдельную Приморскую армию генерала Петрова перебрасывали в Крым. Вплоть до 1 июля 1942 года ее бойцы будут оборонять Севастополь, где практически все и погибнут…
— Джентльмены, мне двадцать пять лет. На фронте я уже успела уничтожить триста девять фашистских захватчиков. Не кажется ли вам, джентльмены, что вы слишком долго прячетесь за моей спиной?, — иронично заявила Людмила Павлюченко.
Автор: Ростислав Баклаженко
25 мая началось в Украине с массированного российского обстрела. Агрессоры используют ракеты с различных носителей… Read More
Поздним вечером 24 мая 2025 года российские ударные беспилотники атаковали Одессу. Жители города слышали стрельбу… Read More
В Украине жильё часто строят без соответствующих разрешений, соблюдения строительных норм и оформления документов. Такие… Read More
По прогнозам синоптиков Гидрометцентра Черного и Азовского морей, завтра, в воскресенье, 25 мая 2025 года,… Read More
Субботний день после очередного обстрела Одессы со стороны рашистов показался почти волшебным. Жизнь продолжается. Словно… Read More
Ассоциация «Независимые региональные издатели Украины» (АНРВУ), куда входит и издание «Одесская жизнь», получила высшую награду… Read More