Первый одесский мост был построен в самом центре города – на Ланжероновской улице. Как раз в том месте, где Военная балка, начинавшаяся на Греческой площади и доходящая до Военной гавани в порту, как бы «отсекала» улицу от Городского сада. Произошло это в 1810 году, при правлении первого градоначальника герцога Ришелье.
Всего через год в квартале от моста, на улице Дерибасовской, через ту же балку был переброшен второй мост (как и первый – деревянный).
Оба этих сооружения просуществовали недолго – до решения городского магистрата укоротить Военную балку, засыпав ее верхнюю часть. Так в Одессе появилась улица Гаванная, а оставшаяся часть балки получила название Военный спуск. При этом мост на Дерибасовской был разобран, а на Ланжероновской – засыпан.
…Когда Карантинная балка — одна из главных магистралей, ведущих к порту, — была разделена на Польский и Карантинный спуски, над ней также были построены мосты. Там, где проходили Базарная, Успенская, Троицкая и Еврейская улицы. Но и эти мосты прекратили свое существование после частичной засыпки балки, в результате чего появилась улица Ремесленная (ныне улица Осипова). Оказавшиеся ненужными сооружения были разобраны и погребены при засыпке.
И как не вспомнить о нескольких мостах, перекинутых через самую протяженную одесскую балку – Водяную? Первый мост через нее был построен в 1818 году и проходил по Разумовскому спуску, поэтому и назван Разумовским. Потом через эту же балку по улице Виноградной был перекинут Михайловский мост, а позднее — мост Дальницкий.
Все эти мосты были выполнены в дереве, а первым каменным стал мост Новикова.
Остатки былой роскоши
Бывший мост на Еврейской улице сохранился лишь частично – в виде одного из мостовых парапетов. Это так называемый «полумост Сикарда». Шарль Сикард – один из первых одесских предпринимателей, близкий друг Ришелье, добрый знакомец поэта Александра Пушкина, вхожий в дом Михаила Воронцова.
Первый белокаменный
Свое название мост получил в честь популярного в Одессе предпринимателя Ильи Новикова, который не только активно инициировал строительство, но и выступил как подрядчик. Новиков, безусловно, преследовал личные интересы: неподалеку, на улице Канатной, находилась принадлежавшая ему канатная фабрика, которая через перекинутый над балкой мост получала кратчайшую удобную дорогу в центр города.
Одряхлевший за неполных два века активной эксплуатации мост Новикова был реставрирован в 2009 году.
Без Пушкина не обошлось…
Существует легенда, согласно которой перед отъездом из Одессы мостом успел попользоваться опальный молодой поэт Александр Пушкин. По нему он ездил в первую одесскую баню, которая долгие годы находилась на улице Почтовой у самого обрыва Карантинной балки.
Возведение нового сооружения стало настоящим долгостроем и было закончено под руководством одесского архитектора Феликса Гонсиоровского только через 12 лет с начала строительства – в 1863 году. Длина моста составила 120 метров, высота – свыше 13 метров. Эта весьма оригинальная конструкция состояла из двух каменных мостов – трехарочного над Польским спуском и двухарочного над Левашевским (ныне – Деволановским), — объединенных насыпью.
В 70-х годах ХХ столетия городские власти приняли решение этот мост, якобы одряхлевший, разобрать и построить новый. Протесты специалистов, утверждавших, что существующее строение достаточно крепко и после реставрации послужит еще много лет, в расчет не принимались. Этот архитектурный памятник очень долго и с большими трудностями разбирали, а на его месте собрали единый железобетонный, довольно неуклюжий мост.
Как это обычно происходило в так называемые «времена застоя», новый мост торжественно открыли еще до завершения всех предусмотренных работ. Государственной комиссии был представлен «Перечень недоделок», но о нем вскоре забыли и многие важные работы так и остались на бумаге. В частности, не были установлены декоративные облицовочные плиты. Как результат, теперь смотреть на мост снизу (со спусков) не стоит. От старого же моста сохранилась фактически только литая чугунная высокая ограда.
А еще исчезла мраморная плита, вмонтированная в один из парапетов при входе на старый мост. На ней было указано имя человека, в честь которого мост был назван.
Строгановский мост был назван в честь Новороссийского генерал-губернатора, боевого генерала графа Александра Строганова, приложившего немало усилий для того, чтобы сооружение было построено. Кстати, прославился этот губернатор, сменивший Воронцова, еще и тем, что представил Государю проект преобразования Ришельевского лицея в Новороссийский университет. В 1862 году по ходатайству горожан Строганову – впервые в истории Одессы – было присвоено звание «Почетный вечный гражданин Одессы»…
Анатолий ГОРБАТЮК.
При выборе нового размера колес используется шинный калькулятор, инструмент, который упрощает процесс подбора. Read More
В субботу, 23 ноября 2024 года, в Одессе и Одесской области ожидается прохладная и ветреная… Read More
В Одессе установят 11 мобильных укрытий в местах с большим скоплением людей. Решение принял исполнительный… Read More
Италия заявила о готовности поддержать восстановление Одесской области через реализацию ряда совместных проектов. Этот вопрос… Read More
Эта история об учениках херсонской школы и их учительнице Елене, которые поддерживают украинских защитников на… Read More
Вблизи села Камышевка Сафьяновской громады Измаильского района зарегистрирована вспышка африканской чумы свиней (АЧС). Это уже… Read More