По Второму Христианскому кладбищу Одессы можно бродить и бродить, вчитываясь в те самые «до боли знакомые» фамилии и имена. Здесь не счесть похороненных знаменитостей, памятников (надгробий) обыкновенных и «необыкновенных».
Здесь даже центральных («почетных») аллей несколько. И логичнее было бы его назвать Вторым городским, потому как покоятся здесь далеко не только христиане… А еще здесь много загадок (нет-нет, мы сегодня не о мистике!), некоторые из которых помогли нам раскрыть одесские гиды-краеведы Алена Калетинская и Андрей Дембицкий.
Все начинается у входа, где наши гиды сообщают, что в Одессе утеряно уже более двадцати (!) кладбищ. Их всех не перечесть… И, кстати, оказывается, последнее захоронение на Первом Христианском кладбище произошло в 1922 году. После этого на нем не хоронили. Потом, как известно, и вовсе уничтожили вместе с храмом. Последний похороненный на нем человек носил фамилию Дерибас. Это был родной брат историка, краеведа Александра Михайловича Дерибаса…
— А первые захоронения на Втором христианском кладбище произошли еще за 12 лет до официального основания самого кладбища. Указ о его открытии датируется 1885 годом. Захоронения же начались еще в 1873 году. По сути, «стихийное» кладбище просто узаконили. Вскоре здесь появился и храм Дмитрия Ростовского (архитектор — Г.Дмитренко). В отличие от многих одесских храмов он считается выстроенным в традиционном стиле православного храма, — рассказывают Алена и Андрей.
Ко многим старым-старым могилам не добраться, к тому же, они в это время года так зарастают, что и не прочтешь надпись на плите либо того, что от нее осталось.
А рядом — колумбарий (стена для урн с прахом кремированных), появившийся на Втором Христианском, в общем-то, совсем недавно.
А эти невероятно «парадные» могилы криминальных авторитетов с монументами (уже даже не скажешь памятниками-надгробиями) с портретами невероятных размеров!
Андрей уверен: по подобным «суперпарадным» могилам с монументами (они стали появляться в лихие девяностые) в будущем будут писать научные работы: такой вот фешенебельный срез новейшей кладбищенской культуры.
Кладбищенская культура, кладбищенские «традиции» — понятие очень многогранное. Как рассказывают Алена и Андрей, у нас не принято присаживаться на могильную плиту, а где-то это — в порядке вещей. Квартира с окнами на кладбище?… Б-р-р-!… А во многих странах Европы именно такие квартиры ценятся дороже.
Второе кладбище, так уж сложилось, это большое смешение и традиций, и «языка» надгробий, и символов.
Ну вот, к примеру, памятник над могилой в виде ствола дерева с обрубленными (спиленными) ветвями. Как поясняет Алена, такой символ можно часто увидеть на польских кладбищах и одновременно на еврейских. Он часто символизирует уход из жизни главы рода. А вот если такое дерево установлено над женской могилой, то такой памятник дает понять, что усопшей при жизни довелось хоронить своих детей. Сколько не хватает веток, стольких детей она и похоронила.
Или (это уже современное «направление»): обустройство собственной могилы «на перспективу». И вот уже стоит памятник, порой с портретом человека (который благополучно, дай ему Бог долгих лет, жив-здоров!) и датой рождения. Но еще, ясное дело, без даты смерти.
— А за могилами-памятниками надо ухаживать. И вот приходит человек, и за собственной могилой ухаживает, — подсказывает Андрей.
Далеко не все могилы на кладбище на самом деле являются… могилами в привычном смысле. Встречаются и так называемые «пустые могилы», где нет останков покойного. В одной из давних частей кладбища нам показали семейное захоронение. На одном из памятников — фотография погибшего во время Второй мировой одессита. Рядом — фото похоронки. Конечно же, его останки покоятся там, где он погиб. А это уже — кенотаф (в переводе с греческого «пустая могила»), то есть, символическое захоронение. Один из самых известных кенотафов на Втором кладбище — в память о Вере Холодной. Ее могила была уничтожена вместе с другими на Первом Христианском. Теперь вот есть только кенотаф.
Очень своеобразный (кстати, из условно современных) символ кладбищенской культуры есть на Втором Христианском кладбище. Тоже своеобразный кенотаф — памятник в виде колонн с портиком и со слегка приоткрытой «дверью». С другой стороны этого памятника нанесено множество фамилий. Причем, список периодически обновляется — по мере выявления погибших. Его название говорит само за себя — «Братская могила политкаторжан»…
Мы — на участке воинских захоронений погибших во время Второй мировой. Как рассказывают наши гиды, именно здесь была ими обнаружена «загадка». Вчитываемся в даты смерти. Зачастую это — от 1944 до начала пятидесятых годов. И еще вопрос: почему сразу на нескольких (иногда десяти подряд) расположенных рядом могилах указана одна и та же дата смерти? В самом деле, если стоит дата сентября 1945 года, где в это время шли военные действия? А если и шли за границей, то почему могилы погибших здесь, в Одессе?
Наши гиды признаются, что ответы на эти вопросы они искали довольно долго. Оказывается, все эти люди, получив серьезные ранения или осложнения от них, ушли из жизни в нашем одесском военном госпитале. Ну а одни и те же даты…
— В целях экономии, ну чтобы не гонять машины по несколько раз в день, умерших укладывали в холодильные камеры, а когда их набиралось уже большое количество, в документах указывалась одна дата смерти — и после этого их везли хоронить на Второе Христианское кладбище, — поясняют Алена и Андрей.
Перезахоронения — это огромная страница истории Второго кладбища. Когда в семидесятых годах прошлого стирали с лица земли Второе Еврейское кладбище, прах многих захороненных на нем одесситов был перенесен через дорогу — на Второе Христианское.
Как «по ходу» поведали нам гиды, ко Второму Еврейскому серьезно «подбирались» еще во время оккупации: хорошие надгробия — бесценный строительный материал…
К примеру, на одной из центральных аллей — довольно скромная могила основателя одесской станции скорой медицинской помощи микробиолога Якова Бардаха. Он был перезахоронен со Второго Еврейского кладбища.
И еще. Как делают акцент наши гиды, появление могилы на другом кладбище при перезахоронении и наличие в ней останков покойного — далеко не всегда оно и то же. То есть, по документам все числится, «как положено»: произошла эксгумация, тело перезахоронено, а вот на самом деле так получается далеко не всегда…
В числе других был перезахоронен со Второго Еврейского на Второе Христианское кладбище и поэт Семен Фруг, умерший в 1916 году. Во время оккупации, когда он покоился еще на Втором Еврейском, мраморное надгробие над его могилой «исчезло». После Второй мировой оно было обнаружено целым (в «ход» не пошло) в Румынии. По решению румынской еврейской общины надгробие было отправлено в Израиль, где установлено на аллее поэтов, на кладбище в Тель-Авиве. Ну а в 2016 году скоромное надгробие поэту на Втором Христианском заменили на достойный памятник.
…Старое-старое одесское кладбище. Могилы «теряются» и «находятся». А еще — восстанавливаются, ибо жив человек, пока жива память о нем.
Ранее мы рассказывали, как журналисты «Одесской жизни» нашли и отреставрировали на Втором Христианском могилу издателя «Одесского листка» Василия Навроцкого, и прибывший из Франции его внук смог достойно почтить память своего деда.
Фото автора, фото кенотафа Веры Холодной — grad.ua
Российский управитель путин больше всего гордится теми российскими царями, кто отхапал у соседей побольше земли… Read More
В национальном парке “Тузловские лиманы” выпустили двух розовых пеликанов, которых подобрали и выходили волонтеры. После… Read More
В Одессе зафиксировали очередной случай, когда враг попытался завербовать подростка для выполнения диверсий. Один из… Read More
Одесский горсовет принял решение о создании комиссии по вопросам софинансирования работ по капитальному ремонту многоквартирных… Read More
На строительство новой инклюзивной площадки для детей на Соборной площади из бюджета Одессы выделят 4,4… Read More
Накануне Пасхи в Одессе будет не так много культурных событий - многие люди готовятся к… Read More