В "Ernst & Young" утверждают, что сеть дельфинариев "Немо" – крупнейшая не только в Украине, но и в СНГ. Заведениями под брендом "Немо" управляет компания "Нерум", которая принадлежит пятерым партнерам. Крупнейшая доля — у 34 летнего одессита А.Кисловского, занимающего должность главы совета учредителей.
А.Кисловский не раскрывает финансовых показателей бизнеса, но судя по заявленной посещаемости в 1,2 млн. человек за прошлый год, выручка сети превышает 14 млн. долл.
Идею зарабатывать на шоу с дельфинами А.Кисловскому предложил его одноклассник по Одесской морской академии Сергей Келюшок. "Это был сложный бизнес, который никого особо не интересовал", – вспоминает А.Кисловский. До этого у будущих партнеров уже был предпринимательский опыт: С.Келюшок владел ночным клубом, А.Кисловский говорит, что торговал цветными металлами. Собственные сбережения у бизнесменов закончились на этапе строительства первого дельфинария в Одессе, им пришлось звать в партнеры еще нескольких друзей. "Один из наших учредителей даже продал квартиру и вложил деньги в этот бизнес", – рассказывает А.Кисловский.
Одесский дельфинарий на 500 посадочных мест был открыт в 2005 году. Животных взяли в аренду у севастопольских коллег, оттуда же пригласили и тренеров. Расчеты партнеров на то, что новое шоу привлечет туристов, оправдались с лихвой. "Билеты раскупались за несколько дней до представления, – отмечает А.Кисловский. – Стало ясно, что мы востребованы и найдем своего клиента".
Тогда в Украине уже работали четыре дельфинария, все – на курортах. "Это сезонный бизнес: что летом заработали, то потом тратим на обогрев бассейна и питание животных", – говорит директор дельфинария "Оскар"в поселке Кирилловка на Азовском море Геннадий Галабурда.
Хотя одесский дельфинарий мог принимать посетителей круглый год, в курортном городе все же основной поток зрителей приходился на летнее время. А.Кисловский решил открыть такие же заведения в других крупных городах Украины, расположенных вдали от моря. Так можно было построить бизнес, который не зависел бы от сезонного притока туристов.
На этапе изменения стратегии не обошлось без разногласий. Идея строить дельфинарии вдали от моря не понравилась одному из партнеров Кисловского – владельцу севастопольского заведения Александру Жбанову. Именно он давал одесситам в аренду животных. Версии конфликта в пересказе А.Жбанова и А.Кисловского серьезно расходятся. Первый уверяет, что ему принадлежала треть в уставном фонде одесского дельфинария и что одесситы не вернули ему животных, когда срок аренды истек. "Он никогда не был учредителем, а дельфинов мы ему вернули", – не соглашается А. Кисловский. По его словам, он отказался от сотрудничества со А.Жбановым после того, как узнал, что тот якобы стоял за проверками Минэкологии и таможенной службы в одесском дельфинарии. "Он просто вставлял нам палки в колеса", – уверяет А.Кисловский. Бывшие партнеры уже пять лет судятся с переменным успехом: одни суды занимают сторону А.Жбанова, другие – А.Кисловского.
Конфликт с партнером заставил А.Кисловского пересмотреть тактику. Для нового дельфинария в Харькове он уже не арендовал, а покупал дельфинов. Предусмотрительно он переманил из севастопольского дельфинария главного тренера Дмитрия Урывского. "Меня никто не перекупал, просто с владельцами "Немо" гораздо интереснее работать", – объясняет Д.Урывский. Интерес подкрепили долей в "Неру
Стройка в Харькове продолжалась до 2009 года. Как и одесский дельфинарий, харьковский был масштабным девелоперским проектом. Кроме арены и основного бассейна в комплекс входили гостиница на 40 номеров, океанариум, отдельный бассейн для дельфинотерапии.
После завершения харьковской стройки дельфиний бизнес А.Кисловского стал развиваться намного быстрее. Если с 2005 по 2009 год он построил только два дельфинария, то за следующие четыре – 13 (правда, два из них потом пришлось закрыть). Переходу на повышенную скорость развития помогли переговоры с конкурентом.
"В моих цирках шапито было три дельфинария: в Днепропетровске, Львове и Киеве, – вспоминает создатель передвижных цирков Николай Кобзов. – Владельцы "Немо" предложили арендовать у них дельфинов".
Н.Кобзов выступил со встречным предложением – продать одесситам оборудование для передвижных дельфинариев: каркасные конструкции, бассейны, насосы, фильтры. К тому времени он уже охладел к шоу с участием дельфинов, а Кисловский, наоборот, собирался развивать это направление бизнеса. Одесситы купили оборудование, но не стали открывать дельфинарии во Львове и Днепропетровске. Сделка принесла им другие выгоды.
Во первых, владельцы "Немо" избавились от потенциально сильного конкурента: по условиям сделки Н.Кобзов не имел права открывать новые дельфинарии. Во вторых, одесситам досталась технология, которая помогла в экспансии.
В отличие от Кисловского, Кобзов строил для дельфинариев не капитальные здания, а легкие каркасные помещения, которые собирались за две три недели. "Для сборки такой конструкции не нужна специальная стройтехника", – объясняет Н.Кобзов. К тому же на установку временной конструкции получить разрешительные документы намного проще, чем на постройку капитального здания. "Грубо говоря, "Немо" позаимствовали у нас идею, – отмечает Н.Кобзов. – Хотя стоит признать, что их конструкции намного лучше и красивее тех, что строили мы".
Новые здания обходились намного дешевле, а сроки строительства сократились с трех лет до двух месяцев.
Существенные помехи в работе одесской сети дельфинариев создают экологи. В августе этого года они добились первой победы: Хозяйственный суд Киева постановил снести столичный дельфинарий "Немо" из-за незаконного строительства здания. Владельцы "Немо" подали апелляцию и надеются, что им удастся уладить вопросы с документацией и сохранить объект. Ранее у них получалось выстраивать хорошие отношения с городскими властями. К моменту открытия одесского дельфинария А.Кисловский уже три года был депутатом местного горсовета от Коммунистической партии. Среди учредителей "Нерума" значится и Вячеслав Кучук – брат Михаила Кучука, который с 2005 по 2010 год был заместителем мэра Одессы, а с 2011 года работает заместителем главы Киевской горгосадминистрации Александра Попова. Сам А.Кисловский отрицает участие столичного чиновника в бизнесе: "Я был бы рад, если бы он нам помогал, но он на госслужбе и к нашему бизнесу отношения не имеет".
Лояльность местных властей А.Кисловский объясняет тем, что "Немо" всегда охотно участвует в социальных программах города, например устраивает представления для детей сирот, благоустраивает территорию возле арены и т. д. "Именно поэтому у нас нет проблем с размещением дельфинариев – местные власти всех городов, где мы присутствуем, нам помогают", – говорит Кисловский. В качестве примера он приводит реконструкцию набережной на пляже "Ланжерон" в Одессе, которая якобы обошлась его компании в 25 млн. грн.
Впрочем, хорошие отношения с чиновниками – обязательное, но недостаточное условие для преуспевания в дельфиньем бизнесе. Чтобы захватить львиную долю рынка, А.Кисловскому потребовалось решить несколько нетривиальных задач, например найти десятки дельфинов и тренеров. Если первых можно приобрести – необученный тихоокеанский дельфин в Японии стоит от 10 тыс. долл., то тренеров купить просто негде. Пришлось учить. В 2009 году "Нерум" открыл первую в СНГ школу тренеров дельфинов. По словам Д.Урывского, за все время они подготовили 64 человека.
"Нерум" не скупится на маркетинг – на него тратится почти 10% от выручки. По словам А.Кисловского, общие расходы на рекламу в прошлом году составили около 1,2 млн. долл. Одесситы не стесняются перенимать и опыт европейских коллег. По их примеру они расширили ассортимент услуг – от фотографий с животными до дельфинотерапии. "Как бизнесменов их есть за что уважать: они хорошо умеют считать и зарабатывать деньги", – констатирует Н.Кобзов.
Стремительная экспансия не обошлась без ошибок. Попытки выйти на рынок Армении и Азербайджана закончились провалом. А.Кисловский признает, что они недостаточно хорошо просчитали проекты. "До этого у нас все получалось, была некоторая эйфория, и мы неправильно оценили рынок", – делает выводы предприниматель. К тому же местный менеджмент поставил слишком высокие цены и мало занимался рекламой. Проекты прогорели, в 2012 году были закрыты бакинский и ереванский дельфинарии. "Нерум" потерял на этом около 1 млн. долл.
В 2012 году "Нерум" открыл дельфинарии в Феодосии и Сочи, в 2013 м – в Судаке, Алуште, Оленевке и Витязево (вблизи Анапы). Сбавлять темпы компания не намерена. На самом перспективном участке – в Киеве – у "Немо" пока только каркасный дельфинарий, расположенный в спальном районе города. Именно вокруг этого объекта сейчас идут судебные споры. А.Кисловский не намерен сдаваться. Более того, он считает, что в столице дельфинарий должен быть более солидным, как минимум не уступать крупным центрам в Одессе и Харькове. В июле 2012 года горсовет Киева разрешил компании "Нерум" открыть заведение на территории Киевского зоопарка. А.Кисловский уверяет, что они готовы инвестировать в строительство 70 млн. гривен. "Это будет уже не дельфинарий, а настоящий океанариум – причем крупнейший в СНГ", – отмечает предприниматель.
Источник: "Forbes.ua"
Сегодня, в субботу, 23 ноября 2024 года, в Одессе продолжаются плановые ремонтные работа на электросетях.… Read More
Каждый год в четвертую субботу ноября (в этом году это сегодня, 23 ноября) Украина склоняет… Read More
Сегодня, в субботу, 23 ноября 2024 года, начались 1004-е сутки с начала широкомасштабной вооруженной агрессии… Read More
Обратить внимание на три новые грани Голодомора, память жертв которого мы вспоминаем сегодня, 23 ноября… Read More
Сегодня, в субботу, 23 ноября 2024 года, в Одессе и Одесском регионе, как и по… Read More
В ноябре из-за российских атак в Одессе пострадало 192 жилых дома, в том числе многоквартирные… Read More