Убежать от войны: Если там оставаться, то чтобы умереть

Уже почти неделю идет эвакуация жителей Дебальцево, Углегорска, Ольховатки и Попасной. Это, фактически, первая масштабная попытка государства вывезти жителей из-под огня. Именно государства, потому что до этого всю эту непростую работу выполняли только волонтеры: мотались под обстрелами в оккупированный Славянск, пешком пробирались через взорванные мосты Горловки, вывозили лежачих из Авдеевки.

Уговаривай маму, нужно уезжать!..

В день сейчас вывозят около шестисот человек. Там остаются еще тысячи. По трассе один за другим едут автобусы. На лобовых стеклах – названия совершенно мирных маршрутов: «Молокозавод», «Рынок», «улица Ленина». Но в этот раз маршрут совсем не привычный – людей вывозят из Дебальцевского котла. На нескольких ПАЗиках – большой белый флаг «Красного креста». Между автобусами снуют легковушки, больше похожие на вьючных верблюдов: здесь даже не нужно опознавательных знаков, мешки и детские ванночки, привязанные к крыше и торчащий из багажника старенький телевизор, кричат: «Мы – беженцы!»

Маленькая Тая возле автобуса, пришедшего из Дебальцева, выгуливает такого же маленького той-терьера. Он дрожит на ветру и жмется к ногам хозяйки. Мама Таи вздыхает: «И одежка у собачки есть. Да разве сейчас вообще до одежки. Мы для себя взять смогли только небольшую сумку».

Девочка кивает и прячет щенка под куртку. Им повезло – удалось выехать всей семьей. Многие из этого автобуса упрямо стоят на въезде в Артемовск, не уезжая в транзитный пункт в Славянск, потому что ждут родных и знакомых, которые должны приехать следующей ходкой. Никто не знает, в какой момент «зеленый коридор» может стать кровавым.

– Юра, собирай документы! Уговаривай маму, нужно уезжать! Неужели ты не понимаешь: если там оставаться, то только чтобы умереть! Мы можем никогда больше не увидеться, – кричит взлохмаченная женщина в телефонную трубку, кажется, даже не веря, что есть мобильная связь.

Обстрелы почти каждую минуту

Следующий автобус подъезжает к точке общего сбора. В нем – почти 40 жителей Чернухино, которых из пекла вывезли бронированным КРАЗами с красным крестом, переданными в зону АТО на днях. Из Дебальцево же на обычной маршрутке, выделенной Славянском или Артемовском. Улыбчивый МЧС-овец докладывает: все отлично, мои все живы-здоровы!

– У нас дом еще цел. Окна, правда, уже давно выбиты. Ни света, ни воды, ни отопления. Еду варим на костре, за водой ходим на криничку – на саночках возим. И обстрелы. Все время, всегда, каждую минуту. Ой, неужели для нас это все позади, – вздыхает Татьяна, которая вместе с сыном едет в Артемовск к сестре.

В руках у нее одна спортивная сумка. МЧС просит не брать много вещей, чтобы вывезти как можно больше людей. Татьяна надеется со временем вывезти и маму, которая осталась в Дебальцево со своим нехитрым хозяйством.

Автобусы приходят и приходят. Заходить в них в своей мирной одежде неуютно и неловко: люди, неделями просидевшие в подвалах, выглядят очень страшно. Мужчины небритые, верхняя одежда в большинстве своем закопчена. Старушки, как иллюстрация к фильму о войне – в десяти слоях разношерстной одежды, с помощью которой они пытались согреться в подвалах. И слезы…

– Почему не уезжали? До последнего верили, что все будет хорошо. Да и куда без денег, кто нас ждет, кому мы нужны, – отмахивается от собеседников пожилая женщина, еле сдерживая рыдания.

Говорить о том, что в один момент ты остался бездомным скитальцем, всем трудно. Но старикам все равно труднее – приживется ли старое дерево, если пересаживать его с корнем?..

Они сейчас разъедутся по всей стране: в освобожденных городах Донбасса, где они хотели бы переждать войну, уже совсем нет места для их размещения. Все более или менее пригодные здания уже давно заселены переселенцами и военными. Даже инфраструктура курортного Святогорска с его десятками летних пансионатов не справляется с таким количеством постоянных жильцов. Они едут – кто в Киев, кто в Харьков, вспоминая дальнюю родню или шапочных знакомых, надеясь на волонтеров и государство, уповая на Бога. Им еще многое предстоит: осознать степень своей вины или заблуждений, оплакать свои тяжелые потери, научиться не падать на землю при громких звуках. И когда-нибудь обязательно вернуться туда, откуда их вывезли под звуки Градов и Ураганов.

Лидия Кващенко

Share

View Comments

  • "Им (беженцам)еще многое предстоит: осознать степень своей вины или заблуждений".
    Украинская армия сравняла с землей украинские же города, невзирая на наличие в них мирного населения. За то, что тамошнее население в основной своей массе не поддержали переворот и новую украинскую идеологию. Воюют за землю, убивая народ. Когда-нибудь придет осознание этой безграничной вины перед своими гражданами? Надеюсь.

Recent Posts

  • Новости

Прогноз погоды на субботу, 23 ноября: штормовое предупреждение

В субботу, 23 ноября 2024 года, в Одессе и Одесской области ожидается прохладная и ветреная… Read More

2024-11-22
  • Новости

В Одессе установят 11 новых мобильных укрытий

В Одессе установят 11 мобильных укрытий в местах с большим скоплением людей. Решение принял исполнительный… Read More

2024-11-22
  • Новости

Италия поможет восстановить разрушенную инфраструктуру Одесской области

Италия заявила о готовности поддержать восстановление Одесской области через реализацию ряда совместных проектов. Этот вопрос… Read More

2024-11-22
  • Общество
  • Статьи

Маленькая история о больших сердцах: как учительница из Херсона и ее ученики приближают победу

Эта история об учениках херсонской школы и их учительнице Елене, которые поддерживают украинских защитников на… Read More

2024-11-22
  • Новости

В Одесской области зафиксирована опасная инфекция

Вблизи села Камышевка Сафьяновской громады Измаильского района зарегистрирована вспышка африканской чумы свиней (АЧС). Это уже… Read More

2024-11-22
  • Новости

В Одессе сильный ветер повалил деревья и рекламные щиты (фото)

Сегодня, 22 ноября, в Одессе наблюдается мощный ветер, который привел к падению деревьев и повреждению… Read More

2024-11-22