«Вы не можете зайти в торговый зал нашего магазина с вещами, необходимо положить их в камеру хранения», — говорит охранник на входе. Знакомая ситуация? Но есть ли такие полномочия у охранника и кто будет нести ответственность, если вещи из камеры хранения исчезнут, рассказала директор Раздельнянского центра бесплатной правовой помощи Татьяна Кулешова.
Пункт 21 постановления Кабмина №833 «Об утверждении Порядка осуществления торговой деятельности и правил торгового обслуживания на рынке потребительских товаров» говорит, что все субъекты хозяйствования обязаны обеспечить доступ потребителей к торговым объектам без сдачи на хранение личных вещей, кроме товаров, реализуемых в таких торговых объектах. То есть если вы, скажем, пришли в продуктовый магазин с хлебом, который купили в другой булочной, вы должны положить его в камеру хранения. Если же в ваших личных вещах нет товаров, которые можно приобрести и в этом магазине, — сдавать их в камеру хранения не обязательно.
Вообще не пустить вас в магазин охранник не имеет права. Ведь в своей деятельности они руководствуются и Законом «Об охранной деятельности», а 10-я его статья прямо указывает, что совершать действия, посягающие на права, свободы и собственность физических лиц, а также ставить под угрозу их жизни и здоровье, честь, достоинство и деловую репутацию запрещается.
В случае, когда вы положили свои вещи в камеру хранения, всю ответственность за них несет магазин, даже несмотря на объявления об обратном, которые нередко можно увидеть в торговом зале. Более того, эти надписи прямо противоречат требованиям Гражданского кодекса Украины. Ведь именно на администрацию магазина возложена обязанность создать условия для хранения вещей потребителей. Когда вы кладете свои вещи в камеру хранения магазина, тем самым вы передаете их магазину, а магазин в свою очередь принимает их на хранение, и это подтверждается выдачей номерного жетона или какого-либо другого знака. То есть фактически вы заключаете с администрацией магазина договор хранения.
При этом, согласно требованиям пункта 2 статьи 942 Гражданского кодекса Украины, в случае потери или повреждения вещей, принятых на хранение, хранитель (в нашем случае — магазин) отвечает на общих основаниях и должен возместить все убытки (статьи 950 и 951 Гражданского кодекса Украины):
Вызывайте представителей администрации и охрану магазина. Если договориться о добровольной компенсации стоимости пропавших вещей не удастся, тогда:
Если магазин не признает свою вину, вы можете обратиться в суд с исковым заявлением о возмещении не только материального ущерба (стоимости пропавших вещей), но и морального вреда из-за бездействия администрации магазина.
За правовой консультацией и разъяснениями можно обратиться в центры и бюро юридической помощи. Адреса и телефоны можно найти на сайте системы — www.legalaid.gov.ua.
Бесплатный номер системы бесплатной правовой помощи — 0800-213-103.
Подготовила Татьяна Сярова
Ранее мы рассказывали о том, куда деваются просроченные и испорченные продукты из супермаркетов и магазинов.
В поселке Бородино еще до войны при поддержке государства был построен социальный Центр для пострадавших… Читать далее
На побережье Одесской области выбросило очередную морскую мину, которая была оперативно уничтожена украинскими военными. Об… Читать далее
14 февраля 2023 года военный Виталий Верес получил тяжелое ранение во время обороны Бахмута, когда… Читать далее
Сентябрь. Налилась красным цветом калина, которая является одним из символов Украины. Коллектив областного центра национальных… Читать далее
16 сентября 2024 года жители Одессы и региона ощутили подземные толчки. В домах качались люстры,… Читать далее
Второго сентября, в день рождения художника, которому должно было исполниться 70 лет, в медиацентре Любашевской… Читать далее