«Вы не можете зайти в торговый зал нашего магазина с вещами, необходимо положить их в камеру хранения», — говорит охранник на входе. Знакомая ситуация? Но есть ли такие полномочия у охранника и кто будет нести ответственность, если вещи из камеры хранения исчезнут, рассказала директор Раздельнянского центра бесплатной правовой помощи Татьяна Кулешова.
Пункт 21 постановления Кабмина №833 «Об утверждении Порядка осуществления торговой деятельности и правил торгового обслуживания на рынке потребительских товаров» говорит, что все субъекты хозяйствования обязаны обеспечить доступ потребителей к торговым объектам без сдачи на хранение личных вещей, кроме товаров, реализуемых в таких торговых объектах. То есть если вы, скажем, пришли в продуктовый магазин с хлебом, который купили в другой булочной, вы должны положить его в камеру хранения. Если же в ваших личных вещах нет товаров, которые можно приобрести и в этом магазине, — сдавать их в камеру хранения не обязательно.
Вообще не пустить вас в магазин охранник не имеет права. Ведь в своей деятельности они руководствуются и Законом «Об охранной деятельности», а 10-я его статья прямо указывает, что совершать действия, посягающие на права, свободы и собственность физических лиц, а также ставить под угрозу их жизни и здоровье, честь, достоинство и деловую репутацию запрещается.
В случае, когда вы положили свои вещи в камеру хранения, всю ответственность за них несет магазин, даже несмотря на объявления об обратном, которые нередко можно увидеть в торговом зале. Более того, эти надписи прямо противоречат требованиям Гражданского кодекса Украины. Ведь именно на администрацию магазина возложена обязанность создать условия для хранения вещей потребителей. Когда вы кладете свои вещи в камеру хранения магазина, тем самым вы передаете их магазину, а магазин в свою очередь принимает их на хранение, и это подтверждается выдачей номерного жетона или какого-либо другого знака. То есть фактически вы заключаете с администрацией магазина договор хранения.
При этом, согласно требованиям пункта 2 статьи 942 Гражданского кодекса Украины, в случае потери или повреждения вещей, принятых на хранение, хранитель (в нашем случае — магазин) отвечает на общих основаниях и должен возместить все убытки (статьи 950 и 951 Гражданского кодекса Украины):
Вызывайте представителей администрации и охрану магазина. Если договориться о добровольной компенсации стоимости пропавших вещей не удастся, тогда:
Если магазин не признает свою вину, вы можете обратиться в суд с исковым заявлением о возмещении не только материального ущерба (стоимости пропавших вещей), но и морального вреда из-за бездействия администрации магазина.
За правовой консультацией и разъяснениями можно обратиться в центры и бюро юридической помощи. Адреса и телефоны можно найти на сайте системы — www.legalaid.gov.ua.
Бесплатный номер системы бесплатной правовой помощи — 0800-213-103.
Подготовила Татьяна Сярова
Ранее мы рассказывали о том, куда деваются просроченные и испорченные продукты из супермаркетов и магазинов.
В Одессе набирает оборот процесс деколонизации, Неизвестные демонтировали доску моряку-подводнику Александру Маринеско на улице Пастера,… Read More
В Сергеевке завершено восстановление жилой девятиэтажки, которая была разрушена российской ракетой 1 июля 2022 года.… Read More
Вы уже видели новость: American House Odesa снова работает и приглашает на интересные события, которые… Read More
Директор Одесского зоопарка Игорь Беляков сообщил, что пропавших после «прилёта» в его дом котиков удалось… Read More
Белгород-Днестровский порт до конца 2025 года планирует начать транзит грузов из Азии в страны Европейского… Read More
Во вторник, 20 мая 2025 года, начались 1182-е сутки с начала широкомасштабной вооруженной агрессии Российской… Read More