«Вы не можете зайти в торговый зал нашего магазина с вещами, необходимо положить их в камеру хранения», — говорит охранник на входе. Знакомая ситуация? Но есть ли такие полномочия у охранника и кто будет нести ответственность, если вещи из камеры хранения исчезнут, рассказала директор Раздельнянского центра бесплатной правовой помощи Татьяна Кулешова.
Пункт 21 постановления Кабмина №833 «Об утверждении Порядка осуществления торговой деятельности и правил торгового обслуживания на рынке потребительских товаров» говорит, что все субъекты хозяйствования обязаны обеспечить доступ потребителей к торговым объектам без сдачи на хранение личных вещей, кроме товаров, реализуемых в таких торговых объектах. То есть если вы, скажем, пришли в продуктовый магазин с хлебом, который купили в другой булочной, вы должны положить его в камеру хранения. Если же в ваших личных вещах нет товаров, которые можно приобрести и в этом магазине, — сдавать их в камеру хранения не обязательно.
Вообще не пустить вас в магазин охранник не имеет права. Ведь в своей деятельности они руководствуются и Законом «Об охранной деятельности», а 10-я его статья прямо указывает, что совершать действия, посягающие на права, свободы и собственность физических лиц, а также ставить под угрозу их жизни и здоровье, честь, достоинство и деловую репутацию запрещается.
В случае, когда вы положили свои вещи в камеру хранения, всю ответственность за них несет магазин, даже несмотря на объявления об обратном, которые нередко можно увидеть в торговом зале. Более того, эти надписи прямо противоречат требованиям Гражданского кодекса Украины. Ведь именно на администрацию магазина возложена обязанность создать условия для хранения вещей потребителей. Когда вы кладете свои вещи в камеру хранения магазина, тем самым вы передаете их магазину, а магазин в свою очередь принимает их на хранение, и это подтверждается выдачей номерного жетона или какого-либо другого знака. То есть фактически вы заключаете с администрацией магазина договор хранения.
При этом, согласно требованиям пункта 2 статьи 942 Гражданского кодекса Украины, в случае потери или повреждения вещей, принятых на хранение, хранитель (в нашем случае — магазин) отвечает на общих основаниях и должен возместить все убытки (статьи 950 и 951 Гражданского кодекса Украины):
Вызывайте представителей администрации и охрану магазина. Если договориться о добровольной компенсации стоимости пропавших вещей не удастся, тогда:
Если магазин не признает свою вину, вы можете обратиться в суд с исковым заявлением о возмещении не только материального ущерба (стоимости пропавших вещей), но и морального вреда из-за бездействия администрации магазина.
За правовой консультацией и разъяснениями можно обратиться в центры и бюро юридической помощи. Адреса и телефоны можно найти на сайте системы — www.legalaid.gov.ua.
Бесплатный номер системы бесплатной правовой помощи — 0800-213-103.
Подготовила Татьяна Сярова
Ранее мы рассказывали о том, куда деваются просроченные и испорченные продукты из супермаркетов и магазинов.
С пятницы, 22 ноября, в Одессе возобновлена работа автобусов № 105 и №105-А по постоянному… Read More
В пятницу, 22 ноября 2024 года, в связи с плановыми работами на городских электросетях некоторые… Read More
1003-й день Украина противостоит полномасшатабной агрессии российской федерации. На утро, 22 ноября, ситуация на фронте… Read More
В Одессе 49-летняя водитель автомобиля «Ssang Yong» наехала на женщину, которая переходила проезжую часть и… Read More
Доброе утро, друзья! Начните свой день с улыбки — мы подготовили для вас свежую порцию… Read More
Привоз в последнюю декаду ноября: легкий дождик, тяжеловатый ветерок… Покупателей (или так показалось) меньше, чем… Read More