Смело можно сказать, что одесский «Привоз» известен во всем мире. Годом рождения знаменитого рынка считается 1827-й, однако у многих одесситов это вызывает лишь презрительную ухмылку. Они-то уверены, что «Привоз» появился гораздо раньше — в 1796 году, ровно через два года после основания Одессы.
Смело можно сказать, что одесский «Привоз» известен во всем мире. Годом рождения знаменитого рынка считается 1827-й, однако у многих одесситов это вызывает лишь презрительную ухмылку. Они-то уверены, что «Привоз» появился гораздо раньше — в 1796 году, ровно через два года после основания Одессы.
Первоначально в Одессе работали три рынка — Греческий, Старый и Новый. А «Привоз» считался частью Старого рынка. На месте современного «Привоза» торговали товаром с телег и фур, то есть «с колес». Одесситы так и назвали это место — «Привоз». Со временем название закрепилось и дошло до наших дней.
В первое время рынок занимал совсем немного места — на небольшой площадке установили лавочки и балаганчики. Чтобы арендовать лавочку для торговли, желающим нужно было принять участие в торгах, или аукционе, которые устраивала городская управа. Каменные корпуса здесь специально не строили, так как они бы мешали проезду гужевого транспорта, которым сюда привозили товары. Кроме того, совсем рядом находились каменные магазины Старого рынка.
В 1797 году городские власти заключили контракт с известным купцом Филипповым, согласно которому он получил право «чинить продажу» и «иметь разницу» при реализации мясных продуктов. Однако при этом он обязан был поддерживать ту стоимость продуктов, которую установили городские власти, а сами продукты должны были быть отличного качества.
За порядком на рынке следили торговые наблюдатели и старосты. Их выбирали из купцов и мещан, их называли «базарные». Их обязанности регламентировала специальная инструкция городского управления. Кроме порядка, наблюдатели контролировали еще и цены, следили за тем, чтобы торговцы не спекулировали и не слишком взвинчивали стоимость жизненно важных продуктов. Рыночные наблюдатели также контролировали работу таможен. В 1892 году с появлением нового Городового положения были введены и новые должности. Среди них появились чины торговой и хозяйственной полиции, кандидатуры которых утверждали в городской управе.
По санитарному состоянию старый «Привоз» не слишком отличался от современного, а кое в чем даже превосходил его. Как писал в то время корреспондент «Одесского вестника», в проходах между павильонами «проходящие и торгующие на площади оправляли естественные нужды», в рядах, где торговали зеленью и фруктами, гнили кучи ботвы, листьев и испорченных ягод.
Зловоние вокруг рынка стояло невыносимое, и городские власти отчаянно пытались бороться с антисанитарией. Для этого с торгующих взимали «колесный сбор» — владелец каждого воза, заезжавшего на «Привоз», платил три копейки в день. Налог также брали с тех, кто торговал на лотках. Позже все сборы отменили, а заботу о чистоте привозных рядов взяли на себя одесские власти — средства на это стали выделять из городского бюджета.
В 1902 году в Одессе был зафиксирован случай заболевания чумой, с которой одесситам уже несколько раз пришлось сталкиваться в прошлые годы. Вскоре выяснилось, что все заболевшие имели отношение к «Привозу», где в изобилии водились крысы. Дезинфекция и чистка эффекта не дали, поэтому городские власти приняли жесткое решение — сжечь самые грязные лавки. Специальная комиссия оценила их стоимость и выплатила владельцам компенсацию, а затем лавки сожгли дотла. Торговцев временно перевели на Куликово поле.
«Привоз» стали застраивать каменными корпусами только перед Первой мировой войной. В 1913 году по проекту архитектора Федора Нестурха построили четыре двухэтажных здания Фруктового пассажа. После революции «Привоз» пытались переименовать в Октябрьский рынок, но название не прижилось.
Напомним, что ранее мы показывали, как выглядели одесские рынки на старых фото и открытках.
У «Привоза», как и у всякой приличной достопримечательности Одессы, есть свои легенды. Одна из них повествует о том, что в 1920-х годах директором «Привоза» стал некий Яков Пилерман. Он обладал потрясающим коммерческим чутьем — все, за что директор брался, обязательно превращалось в деньги. Заработанные собственным потом и кровью средства отдавать в пользу государства было очень жалко. Потому Пилерман с чистой совестью клал их в карман. Кроме того, Пилерман был связан «по работе» с Мишкой Япончиком, которому он помогал сбывать краденое, а заодно взимать дань с продавцов.
Последней директорской аферой стала фальшивая реконструкция «Привоза». Пилерман прикарманил все деньги, выделенные для этой цели государством. Всё открылось в ходе расследования. Директор пытался бежать, но его поймали на границе, осудили и расстреляли. Перед казнью он якобы признался, что большую часть своих сокровищ зарыл где-то на «Привозе».
По Одессе стали ходить упорные слухи, что клад Пилермана отличался сказочным богатством. Рассказывали, что он состоял то ли из золотых слитков, упакованных в мешки, то ли из драгоценных камней в сундуках. Найти сокровища пытались не один десяток лет. Частенько торговцы, приходившие утром на рынок, обнаруживали выкопанные кем-то ямы. Однако энтузиасты клад так и не нашли, и сейчас эта история считается одной из многочисленных одесских легенд.
В марте 1941 года на «Привозе» произошел курьезный случай, о котором с удовольствием писали одесские газеты. Одного из жителей одесского зоопарка — слона Мурзу — собирались перевезти на новое место обитания, в Симферополь. Едва его вывели на улицу, чуткий «нос» животного учуял аппетитные запахи, которые доносились из Фруктового пассажа. Недолго думая, слоник решил перекусить. Как писала пресса, он «с аппетитом съел несколько яблок, достал хоботом из бочки соленые огурцы. Потом слон отведал несколько кочанов свежей капусты и полакомился сушеными фруктами». В конце концов, животное удалось утихомирить и доставить на станцию.
Также можно посмотреть небольшое видео о Привозе
Ранее мы рассказывали о секретах легендарного одесского «Привоза».
На спуске Виталия Блажко стартует строительство новой дренажной системы. В связи с этим с 23… Read More
Мы живем во время исторических событий. 10 лет Революции Достоинства, 20 лет Оранжевой революции, годовщины… Read More
К руководству предприятия обратились сотрудники областной станции переливания крови с просьбой сдать кровь для нужд… Read More
В Одесской области два сотрудника районных территориальных центров комплектования и социальной поддержки продавали военнообязанным отсрочки. Read More
В Пивденном простились сразу с двумя погибшими воинами - солдатом Марковским Игорем Григорьевичем и боевым… Read More
С пятницы, 22 ноября, в Одессе возобновлена работа автобусов № 105 и №105-А по постоянному… Read More