Статьи

Субмарина с педалями: первую подводную лодку Джевецкий испытал в Одессе

26 июля 1843 года родился Стефан Джевецкий, один из первых создателей подводных лодок.

Он происходил из семьи польских дворян, среди владений которых был участок земли в Одессе с дачей на Малом Фонтане.

Джевецкий учился в Париже, где подружился с Гюставом Эйфелем, создателем знаменитой башни. Во Франции он начал изобретать различные приборы и механизмы, часть из которых продемонстрировал на Венской выставке 1873 года. Их увидел великий князь Константин Николаевич и предложил Джевецкому стать совещательным членом Морского технического комитета. Джевецкий согласился и переехал в Санкт-Петербург.

После русско-турецкой войны он поселился на даче в Одессе и занялся изобретательством. Здесь он разработал свой первый проект боевой подводной лодки, которую назвал «Подаскаф». Она была оборудована велосипедным приводом и могла погружаться на глубину 14 метров. Джевецкий рассчитывал, что с помощью таких лодок российский флот сможет бороться с турецкими кораблями, устанавливая под них мины.

Подводная лодка была построена на одесском заводе Гулье Бланшара, а деньги на это выделил Федор Родоканаки. Узнав об изобретении Джевецкого, в Одессу, чтобы увидеть субмарину в действии, даже прибыл вице-адмирал Николай Аркас. Вторая — усовершенствованная — подводная лодка была построена уже в Санкт-Петербурге, а испытывали ее на Серебряном озере в Гатчине.

Спустя несколько лет, в 1885 году, Джевецкий создал первую в мире подводную лодку с электрическим двигателем, что положило начало новому направлению в подводном судостроении.

Кроме субмарин, Джевецкий первым в стране сконструировал механический прибор для автоматической прокладки курса корабля на карте. Он также известен как изобретатель самолетов собственной конструкции и основоположник расчета пропеллеров.

С 1892 года Стефан Джевецкий жил во Франции, где занимался в основном коммерческой деятельностью.

Фото: Википедия

Share
Ирина Сорокина

Начинала свою деятельность в далеком 1989 году корректором в редакции «Вечерней Одессы». Через несколько лет стала литературным редактором, работала во всеукраинском журнале «Пассаж». И наконец, доросла до корреспондента газеты «Одесская жизнь». Моя журналистская «парафия» — материалы по культуре и истории.

Recent Posts

  • Новости

В Одессе сильный ветер повалил деревья и рекламные щиты (фото)

Сегодня, 22 ноября, в Одессе наблюдается мощный ветер, который привел к падению деревьев и повреждению… Read More

2024-11-22
  • Статьи

Реабилитация за свой счет: почему ветераны остаются один на один со своими проблемами

Руслан Тимченко пошел среди первых защищать Украину добровольцем. Сначала попал на Николаевское направление, затем —… Read More

2024-11-22
  • Статьи

В Одесском педуниверситете большие конкурсы: что еще изменилось в вузе во время войны

Преподаватели проводят лекции в бомбоубежищах, студенты учатся из окопов, но конкурсы и престиж вуза растут,… Read More

2024-11-22
  • Новости

В Одессе закроют на ремонт спуск Виталия Блажко (Маринеско): многие автобусы и трамваи изменят маршруты

На спуске Виталия Блажко скоро начнется строительство новой дренажной системы. С 23 ноября 2024 г.… Read More

2024-11-22
  • Статьи

Афиша Одессы 22-24 ноября: бесплатные спектакли, экскурсии, выставки

Мы живем во время исторических событий. 10 лет Революции Достоинства, 20 лет Оранжевой революции, годовщины… Read More

2024-11-22
  • Новости

Сотрудники «Инфоксводоканала» откликнулись на призыв сдать кровь для раненых

К руководству предприятия обратились сотрудники областной станции переливания крови с просьбой сдать кровь для нужд… Read More

2024-11-22