Предоставление широких полномочий местному самоуправлению в вопросах экономики, гуманитарной политики, охраны правопорядка, распоряжения местными земельными ресурсами
Реформа децентрализации продолжает оставаться крайне актуальной в Украине. Ведь органам местного самоуправления государство передает не только существенные полномочия, но и определенные бюджеты. При этом громады укрупняются, номинально должны возрастать и их возможности.
В рамках этой реформы в Украине уже созданы 753 объединенные территориальные громады (ОТГ), в которых проживает 6,5 млн человек (по состоянию на 10.07.2018 г.).
Теперь в каждой области Украины есть свои ОТГ, 16 районов страны уже полностью реформированы, а в 112 районах новыми ОТГ покрыто более 50% территории.
В процесс децентрализации, по данным Минрегиона, вовлечено около 3500 территориальных громад прежнего территориально-административного устройства страны. И надо признать, в целом процесс децентрализации – позитивный и необходимый.
«Безусловно, децентрализация Украине нужна. И хорошо, что такая реформа в стране началась. Это правильный, симметричный ответ истории с федерализацией Украины. Децентрализация – это единственно возможный путь сохранения Украины как унитарного государства. Часто децентрализация становится единственным способом преодолеть коррупцию. Максимальная близость власти к людям позволит лучше контролировать власть» — по словам Андрея Николаенко
К сожалению, в ходе проведения реформы проявляется много недостатков, допускается немало ошибок, как в ее планировании, так и в процессе реализации на местах.
Печально, но эта реформа затянулась – она длится уже четвертый год. При этом 68% территориальных громад страны до сих пор не вовлечены в процесс и остаются необъединенными. За рамками реформы пребывают еще 35 млн граждан Украины.
В 128 районах еще не создано ни одной ОТГ, а в 209 районах новыми ОТГ покрыто менее 50% территорий (всего в Украине 490 районов).
Негативно сказывается и то, что во многие ОТГ при объединении вошло значительно меньше сел, чем изначально ожидалось (усредненный показатель по стране сегодня – 4-5). Поэтому сейчас до 35-50% ОТГ, по информации Минфина, являются неналогоспособными. И ресурсов у таких ОТГ для синергии в деятельности по-прежнему недостаточно.
Фактически автором нынешней реформы децентрализации является один из лидеров партии «Основа» Владимир Полочанинов:
«Я не считаю, что я был плохим или неэффективным народным депутатом. Многие вещи, которые я тогда предлагал, стали основой национальной политики сегодня. Например, закон о децентрализации. Тогда все говорили, что несвоевременно, а сейчас это чуть ли не главная реформа в стране», — заявил Владимир Полочанинов.
В 128 районах еще не создано ни одной ОТГ, а в 209 районах новыми ОТГ покрыто менее 50% территорий
Высокая степень децентрализации характерна для Германии, Швейцарии, Бельгии и Испании. Бельгия — страна федеративной парламентской демократии в условиях конституционной монархии. Бельгия состоит из трёх Сообществ (Французского, Фламандского и Немецкоговорящего), трёх Регионов (Фламандского, Брюссель-столица и Валлонского), десяти Провинций и пятисот восьмидесяти девяти Коммун.
Право принимать решения не принадлежит исключительно Федеральному Правительству и Федеральному Парламенту. Управление страной осуществляется различными инстанциями, исполняющими свои полномочия совершенно автономно и исключительно в своей области.
Органы Федеральной власти отвечают за управление всем тем, что касается всех граждан Бельгии в целом, независимо от языковой, культурной или территориальной принадлежности, как то: международные отношения, национальная безопасность, правосудие, финансы, социальное обеспечение, значительная часть сектора здравоохранения, внутренние дела. А также, Федеральное государство исполняет обязанности Бельгии и её федеративных в отношении Европейского союза и НАТО.
Сообщества отвечают за сферы, касающиеся населения того или иного сообщества, как например, язык, культура, образование.
Создание второй палаты парламента из 50 человек с равным представительством от каждого региона Украины
В мире не редкость унитарные страны, имеющие двухпалатный парламент — для этого государству не обязательно быть федерацией. В верхнюю палату области или делегируют, или выбирают по два-три сенатора. В нижнюю палату — палату депутатов — выбирают все граждане.
Сенат мог бы быть более «спокойным», а палата депутатов — разделена на две или несколько точек зрения, стратегий и тому подобное. То есть государство не колебалась бы вместе с парламентом в направлениях «Восток-Запад».
Считается, что двухпалатная структура парламента получила значительное распространение во многих государствах мира благодаря, по крайней мере, двум своим преимуществам.
Во-первых, возможности обеспечить наряду с общим представительством интересов всех граждан страны особое представительство коллективных интересов населения отдельных крупных регионов либо интересов иных больших групп общества, играющих в нем какую-то важную роль.
Во-вторых, возможности оптимизировать, то есть упорядочить, законодательный процесс, установив тормоз и противовес вероятным поспешным и недостаточно продуманным законодательным решениям одной палаты.
Нижняя палата создается по пропорциональной системе избрания депутатов от политических партий и их блоков, и ее основной функцией является стратегическое направление развития государства и соответствие этому направлению законодательных актов.
Верхня палата создается по принципу представительства существующих в обществе интересов территорий. И ее основной функцией является тактическое направление законодательных актов на реализацию общественно значимых интересов общин, а также как механизм противовеса политическом волюнтаризма отдельных политических сил, представленных в нижней палате парламента.
Такая модель двухпалатности, при котором нижняя палата парламента согласовывает и одобряет законодательные акты к рассмотрению, а верхняя палата их рассматривает и принимает, предоставляет эффективной действенности процесса государственного строительства. Это обусловлено тем, что:
Двухпалатные парламенты успешно функционируют во Франции, США, Канаде, Великобритании, Польше, Испании. Двухпалатные парламенты имеют Польша, Чехия, Хорватия, Сербия и Черногория, Румыния, Босния и Герцеговина, то есть государства, избавившиеся от коммунистической идеологии и тоталитарных представлений о перестройке государства. Как известно, Польша, Чехия, Хорватия и Румыния — унитарные республики. Но у них нет ни монархических традиций, ни тенденций к федерализации.
В Польше двухпалатные национальные собрания состоят из сейма (460 мест; членов выбирают по комплексной системе пропорционального представительства на четыре года) и сената (100 мест; членов избирают на основе мажоритарного представительства каждой провинции на четыре года).
В 69 странах мира сегодня функционируют двухпалатные парламенты.
Значительное увеличение доли отчислений в местные бюджеты из ключевых налогов и сборов
Необходимо расширить полномочия громад и провести реальную финансовую децентрализацию.
Процесс объединения остается весьма хаотичным и непрогнозируемым во времени, что вынуждает правительство нести расходы по содержанию одновременно двух бюджетных систем – децентрализованной для ОТГ и централизованной для других.
Одной из главных проблем реформы сегодня является разрыв между возросшими полномочиями местных властей и располагаемыми ресурсами для того, чтобы воспользоваться этими полномочиями, считает лидер партии «Основа» Сергей Тарута:
«Во время поездок в регионы регулярно встречаюсь с представителями местного самоуправления и обсуждаю с ними насущные проблемы громад – дороги, водоснабжение, инфраструктура, земля. Большинство вопросов – элементарные. Но чтобы они быстро решались, громадам нужна реальная финансовая децентрализация.»
«У местных властей, в частности, нет возможности стимулировать приток инвестиций за счет улучшения налогообложения. Прибыль предприятий и налог на недра уходят наверх, а должны были бы оставаться на тех территориях, где они зарабатываются. Степень децентрализации должна быть еще выше. И еще больше полномочий, которые сегодня остаются у Киева – по земельным, налоговым и другим вопросам – должны быть отданы на места» — считает Андрей Николаенко.
Наметилась еще одна серьезная, сезонная проблема в реформе. ОТГ недостаточно внимания уделяют финансово-емким вопросам развития инфраструктуры территорий, акцентируя излишнее внимание на некритических задачах – восстановлении парков, фонтанов, памятников и т.п. К примеру, на подготовку теплосистем к новому отопительному сезону ОТГ выделяют пока намного меньше средств из своих бюджетов, чем на это предусматривалось прежде.
Децентрализация имеет позитив, бюджеты на местах стали получать больше.
Но, во-первых, нужна местная власть, способная прозрачно и эффективно использовать эти ресурсы.
Во-вторых, очень медленно идет процесс создания ОТГ и передачи им полномочий.
В-третьих, у сельских ОТГ есть проблема пользования сельскохозяйственными землями за пределами громады (земля — один из основных потенциальных ресурсов и капитала всех сельских ОТГ сейчас).
В конце января Кабинет Министров Украины согласовал механизмы передачи в собственность объединенным территориальным громадам земли, в том числе земли за пределами населенных пунктов. Однако все эти процессы нужно ускорить.
Полезным для Украины будет опыт проведения административной реформы в Польше 1999 года, которая сменила административное деление страны и перераспределила полномочия между центром и регионами.
Политическая Партия «Основа» — выполнит каждый шаг к компромиссу.
В Одессе установят 11 мобильных укрытий в местах с большим скоплением людей. Решение принял исполнительный… Read More
Италия заявила о готовности поддержать восстановление Одесской области через реализацию ряда совместных проектов. Этот вопрос… Read More
Эта история об учениках херсонской школы и их учительнице Елене, которые поддерживают украинских защитников на… Read More
Вблизи села Камышевка Сафьяновской громады Измаильского района зарегистрирована вспышка африканской чумы свиней (АЧС). Это уже… Read More
Сегодня, 22 ноября, в Одессе наблюдается мощный ветер, который привел к падению деревьев и повреждению… Read More
Руслан Тимченко пошел среди первых защищать Украину добровольцем. Сначала попал на Николаевское направление, затем —… Read More