В этом году мы отмечаем сразу две даты, связанные с авиацией и космонавтикой. 12 апреля исполняется ровно 60 лет первому полету человека в космос, а осенью одесситы отметят 140-летие со дня рождения первого авиатора, механика, известного спортсмена начала XX века Михаила Ефимова.
И хотя в то время, когда Михаил Ефимов совершал свои полеты, о космонавтике и мечтать не приходилось, летчик внес свой вклад в развитие этой отрасли.
В Одессу Михаил Ефимов переехал в 10-летнем возрасте, вместе с семьей. Его определили в железнодорожное училище, где он увлекся многими техническими новинками.
В 1909 году Ефимов решил покорить воздушное пространство и совершил первый в Одессе полет на планере — в то время очень модное увлечение для состоятельных людей. И барон Ксидиас оплатил обучение Михаила Ефимова во Франции. Ефимов оказался настолько талантливым учеником, что заинтересовал самого Анри Фармана. А вскоре одесский летчик установил рекорд по продолжительности полета с пассажиром, оттеснив на второе место американца Орвилла Райта.
В марте 1910 года состоялось событие, которое собрало на поле одесского ипподрома огромную толпу зрителей. Михаил Ефимов продемонстрировал первый полет в присутствии публики. Это были первые публичные полеты на территории империи, которые положили начало развитию отечественной авиации.
На аэроплане «Фарман IV» Ефимов поднимался в воздух на высоту 50 метров пять раз. Дважды в самолете находились пассажиры: один раз банкир Ксидиас, второй раз — председатель одесского аэроклуба Артур Анатра. После приземления Михаила Ефимова увенчали лавровым венком с надписью: «Первому русскому авиатору».
Ефимов отличился во многих соревнованиях авиаторов — в Ницце, Вероне, Руане, Реймсе, Будапеште.
Сегодня в Одессе именем Ефимова названа улица в районе Ближних Мельниц, установлены мемориальные доски: на доме по Княжеской улице, где он жил, на здании бывшего железнодорожного технического училища, а также на трибуне Одесского ипподрома. В 1988 году Международный планетный центр утвердил название «Ефимов» для малой планеты номер 2754. А чуть более 15 лет назад на территории предприятия «Одесавиаремсервис» был открыт памятник Михаилу Ефимову.
Ранее мы рассказывали о том, как Одесса стала «родиной электричества».
С 1910 года он работал инструктором в севастопольской авиашколе. Здесь Ефимов впервые осуществил крутые виражи, пикирование и планирующий полет с выключенным двигателем.
Через год он снова отличился — на сей раз на Второй международной авиационной неделе в Петербурге, которая носила преимущественно «военный» характер. В программе соревнований были полеты, попадание в цель снарядом с высоты не менее ста метров. А посадку требовалось произвести в очерченный на поле аэродрома контур корабля. В него же нужно было попасть при метании снарядов, вместо которых использовали мешки с мелом. Победителем в обоих соревнованиях стал Михаил Ефимов.
Авиатор также совершенствовал аэропланы, изобретал различные приборы для них. Например, он разработал приспособление, позволявшее пилоту запускать авиационный двигатель без посторонней помощи.
С началом Первой мировой войны Ефимов ушел в действующую армию в качестве летчика-добровольца. Он умудрялся совершать дерзкие рейды по неприятельским тылам, успешно бомбил и фотографировал позиции противника. За мужество его наградили четырьмя Георгиевскими крестами – Ефимов стал полным Георгиевским кавалером.
Позже Ефимова отправили на службу при Киевской военной школе летчиков, где он трудился над проектом летательного аппарата собственной системы. Но работу он так и не завершил, помешали интриги чиновников самого высокого ранга.
Ефимова снова отправили на фронт, но авиатор решил довести изобретение до конца. Он самовольно отправился в Севастополь, чтобы испытать некоторые узлы будущего аэроплана. За это его посадили на гауптвахту и пригрозили трибуналом. В 1916 году летчика перевели на Румынский фронт, где он служил на самолете «Ньюпор-11». На этом истребителе Михаил Ефимов выполнил десятки боевых вылетов.
Во время Февральской революции Ефимова избрали членом комитета гидроавиации. Весной 1918 года Крым был оккупирован германской армией, и Ефимова арестовали, но спустя год он был освобожден. Вскоре машина Ефимова застряла под Херсоном, и ему пришлось пешком добираться в Одессу.
В августе 1919 года в Одессе высадился белогвардейский десант. Михаила Ефимова арестовали и казнили.
Одесса стала родиной космонавтов и авиаконструкторов, летчиков и воздухоплавателей.
Ранее мы рассказывали о «Дне одесской космонавтики» и о том, как Одесса в космос летала.
В Одесской области два сотрудника районных территориальных центров комплектования и социальной поддержки продавали военнообязанным отсрочки. Read More
В Пивденном простились сразу с двумя погибшими воинами - солдатом Марковским Игорем Григорьевичем и боевым… Read More
С пятницы, 22 ноября, в Одессе возобновлена работа автобусов № 105 и №105-А по постоянному… Read More
В пятницу, 22 ноября 2024 года, в связи с плановыми работами на городских электросетях некоторые… Read More
1003-й день Украина противостоит полномасшатабной агрессии российской федерации. На утро, 22 ноября, ситуация на фронте… Read More
В Одессе 49-летняя водитель автомобиля «Ssang Yong» наехала на женщину, которая переходила проезжую часть и… Read More