Среди первых одесских мэров были не только жители Российской империи, но и иностранцы. Сведений о некоторых из них история почти не сохранила, тем не менее именно они закладывали основу для процветания Одессы.
Подготовила: Ирина Сорокина • Время чтения: 9 минут
Источники: odesskiy.com; migdal.org.ua; Википедия; viknaodessa.od.ua; zaodessu.com.ua; od.vgorode.ua
226 лет назад был учрежден магистрат, который стал прототипом современной городской думы. В Одессе стали избирать гласных думы, то есть депутатов, и градоначальников, то есть мэров, которые «присматривали» за местным самоуправлением, полицией, судоходством и торговлей. Среди первых одесских мэров были не только жители Российской империи, но и иностранцы. Сведений о некоторых из них история почти не сохранила, тем не менее именно они закладывали основу для процветания Одессы.
Самым первым градоначальником Одессы стал купец второй гильдии Андрей Железцов, который торговал «разными товарами с кредитом». Кресло главы города он занимал недолго — всего год. Железцов прибыл из Елисаветграда (ныне Кропивницкий) и еще в 1794 году получил под застройку участок земли на углу нынешних Пушкинской и Дерибасовской улиц.
Впрочем, считается, что он начал строить дом еще за два года до официального «рождения» Одессы. Первое заседание городского магистрата с его участием состоялось в январе 1796 года. Депутаты, за неимением собственного здания городского управления, обсуждали вопросы развития города дома у Железцова. Умер Андрей Железцов рано — в возрасте всего 40 лет. Его отпевали в одесской Свято-Николаевской церкви и похоронили на Старом городском кладбище.
После Железцова руководство городом принял на себя Илларион Портнов, купец из Орла. Он постоянно проживал в Одессе и торговал лесом, железом, мануфактурой. Дом Портнова стоял на углу Ришельевской и Дерибасовской, и через какое-то время был продан владельцам торгового дома Ралли.
Кроме дома, Портнов владел лавками в Гостином ряду — на Александровском проспекте, трактиром, а также сдавал недвижимость в аренду. В доме Портнова был открыт один из первых одесских ресторанов, правда, публика там собиралась специфическая — шкиперы, лоцманы, морские маклеры из греков и итальянцев.
После Железцова руководство городом принял на себя Илларион Портнов, купец из Орла. Он постоянно проживал в Одессе и торговал лесом, железом, мануфактурой. Дом Портнова стоял на углу Ришельевской и Дерибасовской, и через какое-то время был продан владельцам торгового дома Ралли.
Кроме дома, Портнов владел лавками в Гостином ряду — на Александровском проспекте, трактиром, а также сдавал недвижимость в аренду. В доме Портнова был открыт один из первых одесских ресторанов, правда, публика там собиралась специфическая — шкиперы, лоцманы, морские маклеры из греков и итальянцев.
Кресло градоначальника грек Иван Амвросий, купец первой гильдии, потомственный почетный гражданин, занимал дважды, второй раз — через 15 лет. Его дом находился между Дерибасовской и Греческой улицами и был разрушен только в 1941 году. Женился он поздно, на юной особе, которая была моложе на 28 лет.
Амвросий принадлежал к коммерческой элите Одессы, активно занимался благотворительностью. На его деньги был организован городской госпиталь, училище для обучения детей греков, также он принимал участие в создании первой системы водоснабжения Одессы, в которую входили пруды и колодцы. Иван Амвросий основал одну из первых в Одессе страховых компаний и несколько промышленных предприятий. Очень много сделал для прекращения чумной эпидемии.
Купцы Андросовы занимали пост городского головы поочередно — сначала Иван, потом Семен. Современники вспоминали их как весьма радушных и хлебосольных хозяев. Андросовы владели домами в Одессе, Очакове и Елисаветграде, торговали мануфактурой. Кроме того, они выступали в качестве подрядчиков при возведении первого одесского храма Николая Мирликийского.
Братья также построили один из молов в одесском порту. Кстати, Семен был среди тех, кто подписал историческое послание Павлу I и отправил императору «апельсиновую» взятку.
Яков Протасов был первым, кто предложил открыть в Одессе женское училище, рассчитанное на обучение 100 девушек. Пока Протасов находился «у руля», он помогал этому учебному заведению, но потом стал заниматься предпринимательством и охладел к общественной жизни. Одесситы выбрали его депутатом думы, но он часто «прогуливал» заседания, за что его постоянно критиковали. Протасовы владели торговыми помещениями на Александровском проспекте, и один из рядов так и назывался — Протасовским. Кстати, строительный комитет Одессы закупал гусиные перья, сургуч и бумагу именно в лавках Протасова.
Филипп Лучич, серб по национальности, в кресле градоначальника провел больше времени, чем все его предшественники, — его выбирали аж трижды: в 1824, 1830 и 1839 годах. Лучич был главой купечества в одесском отделении государственного коммерческого банка и членом строительного комитета, имел звание коммерции советника, был членом правления Ришельевского лицея. Одесский градоначальник дружил с Пушкиным.
Поэт был азартен и часто встречался с Лучичем еще и за карточным столом. В доме мэра устраивали лучшие в Одессе балы, которые привлекали всю коммерческую и великосветскую Одессу. После того, как закончился третий срок руководства городом, следы Лучича теряются. Неизвестна даже дата его смерти.
На долю Павла Ростовцева пришлось очень тяжелое для города время. В сентябре в Одессу из Херсона прибыла лодка «Самсон», на которой была обнаружена чумная инфекция. Карантинные мероприятия не смогли оградить город от болезни, и вскоре она проникла в одесские предместья — Новую Слободку, Раскидайловку и Молдаванку.
Через месяц Одессу оцепили по всей черте порто-франко. Вскоре эпидемия стала сходить на нет, и к декабрю окончательно исчезла. Жертв было сравнительно немного. В этом была значительная заслуга не только одесских властей и в частности Ростовцева, но и одесситов, которые соблюдали все карантинные ограничения.
Уже с самого начала правления итальянца Джеймса Кортацци в городе появилось много учебных заведений, развивалась торговля, культура, город приобретал неповторимый архитектурный облик. Градоначальник добился того, что порто-франко продлили еще на пять лет. Кроме того, он предложил очистить и углубить территорию одесского порта. Это сделало его более удобным для стоянки пароходов.
В 1848 году Одессе пришлось пережить холерную эпидемию, которая свирепствовала в городе три месяца. Специальный комитет по борьбе с холерой постоянно получал пожертвования, которые помогли преодолеть болезнь. Кортацци смог так организовать и работу всех городских комитетов, что холерная эпидемия была остановлена очень быстро и с минимальными потерями.
Первыми гласными одесской думы, по-современному депутатами, становились купцы и мещане, у которых был немалый капитал. Избирать их в думу также имели право только те, чье коммерческое предприятие приносило в год не менее 50 рублей прибыли. В примерном пересчете на современные деньги, эта сумма составляла бы сейчас около 16 тысяч долларов, то есть большинство нынешних одесситов в конце XVIII века участия в выборах принять не смогли бы.
В Одессе правоохранители задержали заведующую одного из отделений "Детской городской клинической больницы №3". Ее подозревают… Read More
22 ноября 1954 года, т.е. ровно 70 лет назад «скопытился» Андрей Януарьевич Вышинский. «Фи!», —… Read More
В части Приморского района Одессы в пятницу, 22 ноября 2024 года, временно отключат воду. Причина… Read More
В ЮНЕСКО дали ответ на нашумевшее «Одесское письмо», в котором противники деколонизации топонимов, названных в… Read More
Завтра, в пятницу, 22 ноября 2024 года, в Украине и, в частности, в Одессе и… Read More
21 ноября Украина отмечает День Достоинства и Свободы в Украине - один из знаковых государственных… Read More
View Comments
Интересно прочитать про достижения меров Одессы при независимой Украине.