Статьи

Одесские истории: крушение парохода «Святослав» и гибель одесских моряков

16 января 1909 года в портовой церкви Одессы прошла панихида по морякам, погибшим на затонувшем в конце 1908 года грузовом пароходе «Святослав». Погибла вся команда и несколько пассажиров — 40 человек, все моряки были одесситами.

На панихиду пришли почти все жители Одессы, а сама заупокойная служба прошла под открытым небом, на берегу моря. Виновником трагедии было признано греческое судно «Паризис».

…20 декабря 1908 года из Новороссийска в Одессу вышел одесский корабль «Святослав», который торопился доставить в Одессу срочный груз к Рождеству 25 декабря. Порт судно покинуло почти ночью, но, несмотря на то, что погода была туманная, штормовая и свирепствовал 18-градусный мороз, никаких сюрпризов команда не ожидала. Судно было практически новым, имело прочный железный корпус, а капитан и команда отличались большим опытом.

Одесский порт в начале ХХ века

Ночью на «Святославе» услышали слабый гудок встречного парохода, «Святослав» ответил, однако встречное судно, вероятно, его не услышало. И неизвестный пароход, который впоследствии оказался греческим судном «Паризис», со страшной силой врезался в «Свято­слава». В носовой части справа образовалась огромная пробоина, через которую внутрь хлынула вода, затопив трюм до машинной переборки. Пока суда какое-то время находились рядом, четверо из команды «Святослава» сумели перепрыгнуть на палубу греческого судна. Они-то и спаслись, а остальные затонули вместе с судном.

Греческий пароход отправился в Новороссийск за помощью, однако из-за ураганного ветра бора его гудков никто не слышал. И только случайно световые сигналы заметил старший жандармский унтер-офицер Новороссийского порта.

На поиски «Святослава» были отправлены четыре парохода, однако никаких следов катастрофы они не обнаружили. Тела погибших моряков и даже обломки судна не были найдены, несмотря на тщательные поиски спасательных судов.

Источники:  starosti.ru; журнал «Русское судоходство», 1909 год.


Ранее мы рассказывали о том, как строили и открывали первую железную дорогу из Одессы в Балту.

Share
Ірина Сорокіна

Начинала свою деятельность в далеком 1989 году корректором в редакции «Вечерней Одессы». Через несколько лет стала литературным редактором, работала во всеукраинском журнале «Пассаж». И наконец, доросла до корреспондента газеты «Одесская жизнь». Моя журналистская «парафия» — материалы по культуре и истории.

View Comments

  • Варианты расшифровки аббревиатуры ОДКБ:
    "Отжать Донбасс, Казахстан, Беларусь"
    "Общество дружбы Кощеев бессмертных"
    "Общество дедов, крадущих будущее"

Recent Posts

  • Новости

Магнитные бури сегодня: как повлияют на метеозависимых

Специалисты Центра прогнозирования космической погоды Национального управления океанических и атмосферных исследований США отмечают, что сегодня,… Read More

21-05-2025 в 05:43
  • Статьи

Почему соцвыплаты задерживают и куда обращаться?

Деньги от государства для малоимущих не всегда поступают вовремя. Причина – прежде всего, финансируют оборону,… Read More

20-05-2025 в 22:59
  • Новости

Трамвай №7 в Одессе временно прекратит работу: чем его заменят

С завтрашнего дня, 21 мая 2025, одесский трамвай №7 временно прекращает работу на время реконструкции… Read More

20-05-2025 в 21:50
  • Новости

Спокойствие перед грозой? Каким будет 21 мая в Одессе

Завтра, в среду, 21 мая 2025 года, в Одессе и Одесской области существенных осадков синоптики… Read More

20-05-2025 в 20:32
  • Новости

С 6 по 8 июня в Одессе состоится крупнейшее книжное событие года

Всеукраинская выставка-форум «Украинская книга на Одесщине» пройдет юбилейный 25-й раз. На этот раз событие примут… Read More

20-05-2025 в 19:29
  • Новости

Одесса и Гейдельберг стали городами-партнерами (видео)

Одесса установила партнерские отношения с немецким городом Гейдельбергом. Такое соглашение было заключено на днях в… Read More

20-05-2025 в 18:39