Статьи

Одесские истории: крушение парохода «Святослав» и гибель одесских моряков

16 января 1909 года в портовой церкви Одессы прошла панихида по морякам, погибшим на затонувшем в конце 1908 года грузовом пароходе «Святослав». Погибла вся команда и несколько пассажиров — 40 человек, все моряки были одесситами.

На панихиду пришли почти все жители Одессы, а сама заупокойная служба прошла под открытым небом, на берегу моря. Виновником трагедии было признано греческое судно «Паризис».

…20 декабря 1908 года из Новороссийска в Одессу вышел одесский корабль «Святослав», который торопился доставить в Одессу срочный груз к Рождеству 25 декабря. Порт судно покинуло почти ночью, но, несмотря на то, что погода была туманная, штормовая и свирепствовал 18-градусный мороз, никаких сюрпризов команда не ожидала. Судно было практически новым, имело прочный железный корпус, а капитан и команда отличались большим опытом.

Одесский порт в начале ХХ века

Ночью на «Святославе» услышали слабый гудок встречного парохода, «Святослав» ответил, однако встречное судно, вероятно, его не услышало. И неизвестный пароход, который впоследствии оказался греческим судном «Паризис», со страшной силой врезался в «Свято­слава». В носовой части справа образовалась огромная пробоина, через которую внутрь хлынула вода, затопив трюм до машинной переборки. Пока суда какое-то время находились рядом, четверо из команды «Святослава» сумели перепрыгнуть на палубу греческого судна. Они-то и спаслись, а остальные затонули вместе с судном.

Греческий пароход отправился в Новороссийск за помощью, однако из-за ураганного ветра бора его гудков никто не слышал. И только случайно световые сигналы заметил старший жандармский унтер-офицер Новороссийского порта.

На поиски «Святослава» были отправлены четыре парохода, однако никаких следов катастрофы они не обнаружили. Тела погибших моряков и даже обломки судна не были найдены, несмотря на тщательные поиски спасательных судов.

Источники:  starosti.ru; журнал «Русское судоходство», 1909 год.


Ранее мы рассказывали о том, как строили и открывали первую железную дорогу из Одессы в Балту.

Share
Ірина Сорокіна

Начинала свою деятельность в далеком 1989 году корректором в редакции «Вечерней Одессы». Через несколько лет стала литературным редактором, работала во всеукраинском журнале «Пассаж». И наконец, доросла до корреспондента газеты «Одесская жизнь». Моя журналистская «парафия» — материалы по культуре и истории.

View Comments

  • Варианты расшифровки аббревиатуры ОДКБ:
    "Отжать Донбасс, Казахстан, Беларусь"
    "Общество дружбы Кощеев бессмертных"
    "Общество дедов, крадущих будущее"

Recent Posts

  • Статьи

Кто такой Сергей Лысак и чего ждать одесситам?

Распоряжение президента Украины о назначении с 15 октября 2025 года главы Днепропетровской областной военной администрации… Read More

16-10-2025 в 18:31
  • Статьи

12 миллиардов в год: почему власти Одессы не допускают жителей к планированию расходов

Городские власти до сих пор не утвердили механизм привлечения жителей к бюджетному процессу. Это помогло… Read More

16-10-2025 в 17:48
  • Новости

В Одессе представили нового главу военной администрации: чем он займется в первую очередь

Сегодня, в четверг, 16 октября 2025 года, в Одесском городском совете состоялось представление нового руководителя… Read More

16-10-2025 в 16:35
  • Новости

Лиловые «цветы» на одесских пляжах после шторма: что это на самом деле

Осенние штормы засеяли побережье Одесского залива выброшенными медузами, разбитыми мидиями, обломками раковин рапанов. А еще… Read More

16-10-2025 в 15:23
  • Новости

Российский паспорт у жены Кипера? Труханов требует проверки (видео)

Лишенный украинского гражданства Геннадий Труханов заявил, что у жены главы Одесской ОВА Олега Кипера —… Read More

16-10-2025 в 14:01
  • Новости

В Одесской области открыли новые болгарские школы

В двух селах Одесской области — Нагорном и Бановке — открылись болгарские воскресные школы. Проект… Read More

16-10-2025 в 13:26