Статьи

Одесские истории: крушение парохода «Святослав» и гибель одесских моряков

16 января 1909 года в портовой церкви Одессы прошла панихида по морякам, погибшим на затонувшем в конце 1908 года грузовом пароходе «Святослав». Погибла вся команда и несколько пассажиров — 40 человек, все моряки были одесситами.

На панихиду пришли почти все жители Одессы, а сама заупокойная служба прошла под открытым небом, на берегу моря. Виновником трагедии было признано греческое судно «Паризис».

…20 декабря 1908 года из Новороссийска в Одессу вышел одесский корабль «Святослав», который торопился доставить в Одессу срочный груз к Рождеству 25 декабря. Порт судно покинуло почти ночью, но, несмотря на то, что погода была туманная, штормовая и свирепствовал 18-градусный мороз, никаких сюрпризов команда не ожидала. Судно было практически новым, имело прочный железный корпус, а капитан и команда отличались большим опытом.

Одесский порт в начале ХХ века

Ночью на «Святославе» услышали слабый гудок встречного парохода, «Святослав» ответил, однако встречное судно, вероятно, его не услышало. И неизвестный пароход, который впоследствии оказался греческим судном «Паризис», со страшной силой врезался в «Свято­слава». В носовой части справа образовалась огромная пробоина, через которую внутрь хлынула вода, затопив трюм до машинной переборки. Пока суда какое-то время находились рядом, четверо из команды «Святослава» сумели перепрыгнуть на палубу греческого судна. Они-то и спаслись, а остальные затонули вместе с судном.

Греческий пароход отправился в Новороссийск за помощью, однако из-за ураганного ветра бора его гудков никто не слышал. И только случайно световые сигналы заметил старший жандармский унтер-офицер Новороссийского порта.

На поиски «Святослава» были отправлены четыре парохода, однако никаких следов катастрофы они не обнаружили. Тела погибших моряков и даже обломки судна не были найдены, несмотря на тщательные поиски спасательных судов.

Источники:  starosti.ru; журнал «Русское судоходство», 1909 год.


Ранее мы рассказывали о том, как строили и открывали первую железную дорогу из Одессы в Балту.

Share
Ірина Сорокіна

Начинала свою деятельность в далеком 1989 году корректором в редакции «Вечерней Одессы». Через несколько лет стала литературным редактором, работала во всеукраинском журнале «Пассаж». И наконец, доросла до корреспондента газеты «Одесская жизнь». Моя журналистская «парафия» — материалы по культуре и истории.

View Comments

  • Варианты расшифровки аббревиатуры ОДКБ:
    "Отжать Донбасс, Казахстан, Беларусь"
    "Общество дружбы Кощеев бессмертных"
    "Общество дедов, крадущих будущее"

Recent Posts

  • Новости

Порт Черноморск передадут в концессию без конкурса: правила изменили

Кабмин разрешил передать порт Черноморск инвестору без проведения конкурса через Prozorro, временно ослабив требования к… Read More

11-12-2025 в 12:29
  • Новости

Одесса получила крупную международную помощь для ремонта теплосетей

Коммунальное предприятие "Теплопостачання міста Одеси" получило крупную партию оборудования и материалов от международных партнёров, чтобы… Read More

11-12-2025 в 11:31
  • Новости

Села Одесчины отрезаны из-за бездорожья: люди спасают себя сами

Жители нескольких сел Одесской области фактически отрезаны от внешнего мира: дороги разрушены, а помощи от… Read More

11-12-2025 в 10:35
  • Новости

В РФ атакованы столица и заводы, в Украине — удары по энергетике: что произошло за сутки

Продолжается 1387-й день полномасштабной войны. На земле и в воздушном пространстве продолжаются активные боевые действия,… Read More

11-12-2025 в 09:41
  • Новости

Пожар на объекте энергетики и разрушенные дома: Одесская область пережила очередную атаку

В ночь на 11 декабря Одесская область снова оказалась под ударом вражеских БПЛА — ПВО… Read More

11-12-2025 в 08:36
  • Новости

Япония дает деньги на мост в Одессе — но город их не увидит

Около 1,5 млрд грн на реконструкцию аварийного Ивановского путепровода выделит Япония. Но все средства пройдут… Read More

11-12-2025 в 07:47