Легендарная Одесская киностудия, недавно с помпой отпраздновавшая свой столетний юбилей, имеет вполне определенную перспективу оказаться в частных руках. Президент Владимир Зеленский подписал закон, отменяющий мораторий на ее полную приватизацию. Постановление это не на шутку накалило страсти — и, в первую очередь, среди киношников. Что принесет новый закон — уничтожение киностудии, застройку ее территории «у самого синего моря» или возрождение кинематографической славы Одессы, — выясняла «Одесская жизнь».
Государственной Одесская киностудия была до 2004 года, пока кому-то не пришла в голову идея ее приватизировать. Правда, по мнению ярых противников приватизации, привлекла не идея будущего «Голливуда у Черного моря», а сама территория киностудии — 6,6 га «драгоценной» одесской земли у моря на престижном Французском бульваре. В итоге появилось ООО «Новая киностудия», которым и был приватизирован неконтрольный пакет — 50% минус 1 акция. Контрольный пакет — 50% плюс 1 акция — остался за государством. И в 2005 году было зарегистрировано закрытое акционерное общество «Одесская киностудия».
Александр Ткаченко, нынешний нардеп от «Слуги народа», тогда киевский медиа-менеджер, стал председателем правления ЗАО, а тогдашний директор киностудии Ольга Неверко — его генеральным продюсером. По словам главы Гильдии кинематографистов Одессы Ольги Сиваковой, студия была продана за 32 миллиона гривен — половину бюджета хорошего фильма. А главное, «пропал» самый дорогой нематериальный актив — фильмофонд. Правда это или нет, не знаем, но по легенде новому руководству показали сейф с пленками, покрывшимися в неотапливаемом помещении грибком. Среди них — классика киноискусства, хиты продаж. С благословения тогдашнего минкульта вся дистрибьюция фильмофонда была предоставлена фирме Ольги Неверко «Будущее».
Частному телеканалу, чтобы выпустить в эфир, к примеру, «Трех мушкетеров», надо выложить порядка двух миллионов гривен. Так что заработки на интеллектуальной собственности киностудии, могли быть немалыми.
— Большинство членов коллектива, в том числе и я, были «за» акционирование киностудии, — вспоминает одесский кинематографист Виктор Ноздрюхин. — Государство студию не финансировало, и ее существование напоминало вяло текущую агонию. А Ткаченко не только миллионы обещал, но и расписал, как и что будет приобретаться. И с 2005 по 2008 годы студия действительно активно работала. Но завершилось все это довольно грустно.
В условиях приватизации киностудии был заложен пункт о том, что она не может быть перепрофилирована в течение 5 лет. В этот период государство следит за развитием предприятия и, если признает его успешным, может свой контрольный пакет продать. Но, по мнению Виктора Ноздрюхина, инвесторы рассчитывали добиться стопроцентного контроля над киностудией и получить во владение либо в аренду на 49 лет ее территорию, которую можно было бы застроить. А на оставшейся площади можно и кино, при желании, снимать.
В 2007 году Фонд государственного имущества не согласился продать госдолю ЗАО до завершения срока исполнения инвестиционных обязательств. А инвесторы в таком случае «кормить» киностудию отказались. И на предприятии как-то очень быстро наступили запустение и разруха, появилась огромная задолженность по заработной плате и коммуналке.
— Я готов заявлять на всех уровнях и легко докажу с помощью документов, что как минимум треть инвестиционных обязательств не была выполнена акционерами. И это — причина, по которой приватизацию можно признать недействительной, — считает Виктор Ноздрюхин.
Кинематографисты попросили депутатов принять закон, запрещающий полную приватизацию киностудии. В 2011 году он вступил в силу.
— Только благодаря этому закону сейчас на Одесской киностудии не стоят небоскребы, — убежден Виктор Ноздрюхин. — В центре — маленькая студия, а вокруг — жилые комплексы имени Владимира Высоцкого и Киры Муратовой.
И сегодня опасения кинематографистов вполне понятны. Говорят,что с 2018 года совладельцем Одесской киностудии стал влиятельный киевский застройщик Андрей Вавриш.
— Последний с уверенностью и нахальством неофита рассуждает о том, что киностудии для производства фильмов, в силу появления современных, цифровых технологий, достаточно и двадцати процентов площади, занимаемой ею сегодня. А остальное, следует понимать, Вавриш, превратит в очередной жилой комплекс и выгодно продаст, — писал журналист и кинодокументалист Валерий Барановский.
Потому одесские киношники и требуют создания комиссии депутатов Верховной Рады, которая должна дать оценку 14-летней деятельности акционерного общества.
Свое мнение по этой ситуации есть у Ольги Сиваковой, главы Гильдии кинематографистов Одессы.
— В 2005 году приватизация произошла по специальной схеме в обход закона о приватизации госимущества, — убеждена Сивакова. — За годы владения киностудией частный акционер не доказал, что является хорошим менеджером и не снял на ней ни одного фильма. К тому же принятие законопроекта, позволяющего приватизировать Одесскую киностудию, было пролоббировано Александром Ткаченко, который сегодня является главой комитета информационной политики ВР.
А вот новый директор киностудии Андрей Осипов накаливший страсти закон считает позитивным и нужным. Ведь обязательным условием приватизации киностудии является сохранение ее профильной деятельности в течение 20 лет. На тот же период запрещено изменять размер и порядок пользования земельным участком, на котором она расположена. А победитель приватизационного аукциона обязан представить план реновации и развития.
Самостоятельно, без приватизации, Одесская киностудия развиваться, увы, не может. Государство как акционер средства в ее развитие не вносит.
Но за 2,5 года каденции Осипова в развитие киностудии вложено более трех миллионов. Как производитель или сопроизводитель студия приняла участие в 16 кинопроектах. В этом году снимает 4 собственных фильма, в том числе — частично финансируемую госкино ленту «Теперь я турок, не казак» в постановке легендарного одесского режиссера Вилена Новака.
— Проблем хватает. Но несправедливо утверждать, как заявляет Гильдия кинематографистов Одессы, что мы ничего не делаем, — считает Андрей Осипов. — В 2005 году на киностудии был конфликт, в сути которого я не могу разобраться. Судя по всему, не могут разобраться и представители Гильдии, которые довольно часто бывают у меня в кабинете. Если считают, что есть нарушения, надо обращаться в суд, прокуратуру.
На что кинематографисты утверждают, что уголовные дела тянутся годами и, по мнению Виктора Ноздрюхина, закрываются коррупционными схемами. Правда, сегодня есть обращение в ГБР и НАБУ с требованием расследовать коррупционные действия в вопросе приватизации Одесской киностудии.
Нынешний директор надеется, что вопрос приватизации решится до середины следующего года. А затем планирует преобразовать Одесскую киностудию в большую сервисную компанию, со временем вынеся за пределы города павильоны и натурные площадки. Столетний парк с усадьбой Сан-Донато, павильоном Веры Холодной, музеем кино и кинематографической набережной заполнят туристы, от чего киностудия сможет получать дополнительный доход.
— Никто не будет резать курицу, которая может нести золотые яйца, — говорит Андрей Осипов. — А в случае угрозы застройки я первый выйду против нее вместе с одесскими кинематографистами.
Одесситы, безусловно, заявление это запомнят.
Автор — Марина Некрасова
Фото: mediasat.info, cdn2.mygazeta.com
Телеграм-канал «Одесская жизнь» в пестрой ленте происходящих событий размещает фото «Мгновение одного одесского дня». Одно-единственное… Читать далее
По информации Гидрометцентра Черного и Азовского морей, завтра, в понедельник, 21 октября 2024 года, в… Читать далее
Вечером 20 октября Одесса была атакована российскими ударными беспилотниками. Этой атаке предшествовал ракетный удар. Читать далее
Вечером воскресенья, 20 октября 2024 года, россияне вновь атаковали ракетами Одессу и Одесскую область. Горожане… Читать далее
В 2000-м стартовала реформа школьного питания. Школы и детсады перешли на обновленное меню, разработанное шеф-поваром… Читать далее
Парк Шевченко, ранее называвшийся Александровским в честь российского императора, заложил, не без пользы для себя,… Читать далее