Обряд мужской коляды «Мошу», который сохранили жители села Орловка Ренийской громады, внесен в Национальный перечень элементов нематериального культурного наследия Украины. Если у вас появится возможность 24-25 декабря приехать в Орловку, непременно сделайте это – вы почувствуете мощную энергетику праздника.
Жители села Орловка во все времена Рождество праздновали в ночь с 24 на 25 декабря.
В обряде Мошу (в переводе с молдавского – Дед) участвуют исключительно юноши. Накануне праздника парни собираются в две группы, поскольку село условно делится на две части – «кетрари» и «педурари». Каждая группа определяет самого сильного, выносливого и авторитетного для роли Мошу: он отвечает за то, чтобы обряд был исполнен четко и без эксцессов (за ночь потребляется немало вина).
Праздник начинается вечером 24 декабря. Чата-маре (большая группа) и чата-Мошу (группа Деда) под музыку движутся к перекрестку, который в прошлом веке считался центром села. Здесь Мошу поздравляют друг друга с Рождеством, парни неистово пляшут в кругу.
После вечерней встречи чаты разбегаются колядовать по своим участкам, не пересекая условную границу.
Дом за домом, улица за улицей – и всё бегом! Первой на подворье забегает чата-маре, следом — чата-Мошу: колядующие поют старинные рождественские колядки с пожеланиями здоровья и благополучия жителям дома. Хозяева угощают гостей вином, вручают калач и деньги. Калачи нанизываются на длинные шесты: таким образом видно, сколько домов посетили колядники.
Утром, к девяти часам, участники обряда сходятся в современном центре села. Чаты поднимают своих Мошу на плечи и сближаются. Сначала Мошу одаривают друг друга подарками. Иногда это может быть утка, которая вырывается и улетает – юмор приветствуется. Открыв шампанское, окропив им всех участников праздника, Мошу и все колядники еще некоторое время неистово танцуют. И вот, заключительное действо: чаты вновь поднимают Мошу на плечи – и две большие группы юношей начинают переталкиваться. Задача Мошу – повергнуть соперника. Чей Мошу устоит, за тем и победа!
Победившей команде причитается приз – барашек, из которого затем будет приготовлена каварма.
Последняя колядка в этот день звучит для примара (старосты), который должен щедро одарить деньгами каждого Мошу.
— В молодости я трижды исполнял роль Мошу, физически это очень тяжело! С вечера, всю ночь и утро надо бегать с маской на голове, практически не снимая. Нужно еще хорошо станцевать – чтобы отзвенеть всеми прикрепленными колокольчиками, а они весят шесть килограммов. После этого марафона крепатура такая, что целую неделю не можешь ни сесть, ни встать.
Жители села одаривают чата-маре и чата-Мошу деньгами — обычно за ночь каждая команда собирает десятки тысяч гривен. Не знаю, сколько сейчас ребята отдают за труды Мошу, в советское время такса была 100 рублей. Из собранных денег щедро платят и музыкантам.
Форма одежды — военная: одна часть колядующих одевается в камуфляж и береты, другая – в черные бушлаты, тельняшки и бескозырки, таким образом две команды отличаются визуально.
Маска Мошу из выделанных шкур крепится на деревянном каркасе, украшается лентами и мишурой. На поясе Мошу – четыре колокола, какие используют при выпасе крупного рогатого скота: он должен постоянно двигать бедрами, чтобы раздавался звон, как будто идет большое стадо.
Мачуки – это туго связанные из рогозы дубинки, которыми постоянно лупят оземь по пути движения: так жители Орловки «прогоняют злых духов».
Барабан и кларнет – это, пожалуй, самые старые из известных инструментов; музыканты сопровождают колядующих на протяжении всего праздника, а это около 18 часов игры под открытым небом, часто при минусовой температуре!
Женщины накануне готовят щедрый праздничный стол. Из обязательных блюд – холодец, домашняя колбаса, голубцы (сармале). Эти и другие блюда к Рождеству готовят с использованием старинных технологий – в глиняных горшках, в печи на дровах, если таковые имеются.
Мужчины должны навести идеальный порядок во дворе: все, что «плохо лежит», колядующие имеют право забрать, вплоть до прищепок на бельевых веревках.
Девушки готовят белые искусственные цветы: незамужняя барышня имеет возможность украсить цветком головной убор парня, в которого влюблена, таким образом признаваясь в своих симпатиях. У самых видных парней к утру на голове может образоваться целый венок из белых цветов.
Дети, как и взрослые, в эту ночь не спят, ожидая, когда во двор забежит Мошу. На него малыши обычно смотрят из окна – маска очень страшная!
Поверье: если Мошу пропустит ваш дом, то весь предстоящий год будет неудачным, поэтому в ночь с 24 на 25 декабря в Орловке не гасят свет и не спят – чтобы колядники случайно не пробежали мимо.
После совершения обряда, когда Мошу убежал дальше, семья садится за праздничный стол. Утром все сытые и подшофе идут в центр села, чтобы посмотреть на состязание Мошу, каждая семья болеет за «своего». После того как определится победитель, все направляются в гости к кумовьям (или принимают кумовей).
Жители Орловки рассказывают, что самые сложные времена для обряда были в советский период. Каждый год накануне праздника Ренийский райком партии требовал «прекратить это безобразие!» Парторга сельской парторганизации предупреждали: «Допустишь – партбилет на стол!» Но молодежь ни на какие уговоры не реагировала.
Один из парторгов рассказывал, что Мошу – о, ужас! — приходил колядовать и в его дом. Единственное, что мог сделать парторг, это поднести гостям по оке вина (литровая глиняная кружка): после такой дозы некоторые «отсеивались».
Никогда не поддерживала обряд и православная церковь, поскольку это — отголоски язычества.
Мошу на Рождество появляются и в соседнем селе Новосельское. Однако здесь праздник проходит 7 января, и Мошу утром приезжают в центр села на украшенных подводах, запряженных лошадьми.
Если в Орловке Мошу – «холостяки», то в Новосельском у каждого Мошу есть своя потешная Баба, одетая максимально ярко и безвкусно (роль исполняют парни). Венчает обряд всеобщий танец вокруг огромного костра.
В завершение праздника в Новосельском проходит национальная борьба трынта: сначала на борцовский ковер выходят юноши, исполнявшие роль Мошу, — победителю вручается барашек. Затем состязаются парни, исполнявшие потешную роль Бабы, — самому сильному вручают петуха.
Военную форму участники обряда в Новосельском не используют, одевают национальные кептари и шапки из овчины.
18 августа сотрудники КП «ОЭЭМП» обнаружили новые надписи на стенах подземного перехода на ул. Дерибасовской.… Read More
Современное производство невозможно без качественной системы аспирации. Она защищает работников от пыли и вредных выбросов,… Read More
В Одессе состоялось совещание по подготовке предприятия «Инфоксводоканал» к работе в осенне-зимний период. Участники встречи… Read More
Запой — состояние, при котором человек без перерывов употребляет алкоголь в течение нескольких дней или… Read More
Аграрные предприятия Одесской области с начала 2025 года привлекли кредиты на сумму 3 млрд грн… Read More
Отец подростка, пропавшего во время купания в Черноморске, объявил голодовку у городского отдела полиции. Таким… Read More