Несмотря на множество текущих проблем, в Украине разворачивается еще и конституционный кризис. Спорят Президент, парламент и Конституционный суд. Баталии развернулись вокруг антикоррупционных законов. Но внутренние политико-полномочные дрязги грозят обернуться настоящей головной болью для рядовых граждан и государства. В чем суть конституционного вопроса, есть ли здесь правые и виноватые и каковы перспективы для разрешения конфликта, разбиралась «Одесская жизнь».
27 октября Конституционный суд Украины (КСУ) по представлению группы народных депутатов (в основном, от партии «ОПЗЖ») признал незаконной уголовную статью о незаконном обогащении чиновников (366-1 Уголовного кодекса «Декларирование недостоверной информации») и необходимости электронного декларирования ими своих доходов.
В ответ Владимир Зеленский пригрозил «перезапустить» Конституционный суд, а у здания суда собрались стихийные митинги протестующих против решения.
Систему электронного декларирования запустили в 2016 году. Она вменяет в обязанность чиновникам, правоохранителям, депутатам и судьям ежегодно и крайне подробно отчитываться о своем благосостоянии и материальном положении членов своих семей, включая хранящиеся у них наличные деньги.
Международный валютный фонд назвал введение е-декларирования ключевым условием для предоставления Украине необходимого финансового транша, а Евросоюз внес систему деклараций в список требований для предоставления нам безвизового режима.
Во-первых, суд признал, что Национальное агентство по предотвращению коррупции (НАПК) не может проверять электронные декларации и предоставлять к ним доступ, а ложь в декларациях или намеренная неподача деклараций не могут считаться уголовными преступлениями.
КСУ обосновывает свое решение тем, что умышленная неподача декларации или неверно внесенные в нее данные не способны причинить «существенный вред обществу или государству». Поэтому эти действия не стоит признавать общественно опасными, а значит, и уголовную ответственность нести не за что.
И еще: по мнению судей Конституционного суда, контролировать расходы и доходы судей вообще нельзя, так как контролирующие структуры — НАБУ и НАПК — считаются частью исполнительных органов власти, а значит, не могут контролировать власть судебную. Это противоречит принципу разделения ветвей власти.
По мнению главы государства, Конституционный суд, по сути, попытался отменить антикоррупционную реформу. И теперь НАБУ вынуждено закрыть 180 производств, открытых по фактам недостоверного декларирования. 34 обвинительных акта, переданных в суды, и шесть обвинительных приговоров по ним тоже теряют юридическую силу. Судей КС теперь могут поблагодарить экс-министр энергетики Игорь Насалик, мэр Одессы Геннадий Труханов, экс-замсекретаря СНБО Олег Гладковский и другие, уголовные дела против которых оказались под угрозой.
По большому счету — нет. Решения конституционных судей не оспариваются в принципе. Причем распустить КСУ тоже если не невозможно, то очень сложно.
Конституционный суд состоит из 18 судей (по шесть назначают Президент, Верховная Рада и съезд судей Украины).
Судьи КСУ назначаются пожизненно и сохраняют свои полномочия даже при военном или чрезвычайном положении. Но «уволить» конституционного судью могут его коллеги, в том числе, за существенный дисциплинарный проступок (решение принимается двумя третями голосов) или после вступления в силу обвинительного приговора в отношении судьи КСУ за совершение им преступления.
Сейчас многие эксперты называют эту ситуацию конституционным кризисом. Ведь, по сути, в прямой конфликт вступили орган, оценивающий соответствие Основному закону страны, — Конституционный суд, и гарант Конституции — Президент Украины.
В сущности, в подвешенном состоянии оказалась борьба с коррупцией, а в НАПК заявили о невозможности назначения победителей местных выборов, так как без проверки деклараций на руководящие должности ни один кандидат не может быть официально назначен. Также оказалась под угрозой помощь МВФ для латания дыр в бюджете на следующий год.
— А главное — мы не понимаем, какой сюрприз Конституционный суд сделает завтра. Я не знаю, кто за этим стоит, — отметил Владимир Зеленский.
Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба заявил, что решение Конституционного суда может повлиять на безвизовый режим с ЕС.
Европейские дипломаты уточнили, что отмена электронного декларирования может повлиять на решение Брюсселя предоставить Украине очередной транш макрофинансовой помощи.
Пока совершенно неясно. Конфликт может так же быстро затухнуть — для этого Верховная Рада должна будет изменить антикоррупционные законы, а может и разгораться все новыми вспышками — если Зеленский будет настаивать на роспуске Конституционного суда, к чему нет законных оснований.
От второго сценария, несмотря на явное порицание решения КСУ, украинских властей предостерегают международные партнеры.
— Нельзя вылечить антиконституционные решения Конституционного суда антиконституционными мерами Верховной Рады, — сказал Постоянный докладчик Европарламента по Украине Михаэль Галер.
«Нарушение Конституции — даже, возможно, по уважительной причине — не может привести к культуре конституционализма и уважения к верховенству права», — говорится в письме генерального секретаря Совета Европы Марии Пейчинович-Бурич и президента Венецианской комиссии Джанни Букиккио.
В пятницу, 22 ноября 2024 года, в связи с плановыми работами на городских электросетях некоторые… Read More
1003-й день Украина противостоит полномасшатабной агрессии российской федерации. На утро, 22 ноября, ситуация на фронте… Read More
В Одессе 49-летняя водитель автомобиля «Ssang Yong» наехала на женщину, которая переходила проезжую часть и… Read More
Доброе утро, друзья! Начните свой день с улыбки — мы подготовили для вас свежую порцию… Read More
Привоз в последнюю декаду ноября: легкий дождик, тяжеловатый ветерок… Покупателей (или так показалось) меньше, чем… Read More
Что празднуют в Украине и мире 22 ноября. Исторические события, памятные даты, рождение известных людей… Read More