«Одесская жизнь« разбиралась в нюансах работы одесских такси. Мы узнали бюджетных «теневиках», бонусах нервным клиентам,«щадящих» проверках и патентованном «светлом будущем»
С первых дней наступившего года Одесса просто кипит протестными акциями. Недавно забастовку против, по их мнению, недостаточно высоких тарифов объявили одесские таксисты. Правда, акция не состоялась. Судя по всему — себе дороже. Но в проблемах таксистов и их пассажиров вместе с экспертами постаралась разобраться «Одесская жизнь».
Требование несостоявшихся забастовщиков поднять тарифы в одесских такси экспертам убедительным не кажется. В такси их давно уже никто искусственно не устанавливает. Таксисты же объяснили свои претензии возросшей ценой топлива и ростом курса доллара — из-за этого запчасти дорожают.
Петр Обухов, создатель одесского такси «Бонд»:
— Любой таксист хотел бы, чтобы тарифы были выше. И любой клиент — чтобы тарифы были ниже. А служба такси является, по сути, регулятором, который выбирает такие тарифы, чтобы сбалансировать желания таксистов и клиентов. Когда мы видим нехватку автомобилей и рост числа клиентов, то поднимаем тарифы. Какого-то заметного увеличения количества клиентов и уменьшения количества машин сегодня не наблюдаем. Поэтому и тарифы сейчас менять смысла не видим».
Так что если и наблюдается в Одессе некоторое колебание тарифов, то вызвано оно, скорее всего, тем, что из-за коронакризиса многие граждане выезжают «кастрюлить». В Украине вообще, по информации спикера Ассоциации ответственных перевозчиков Александра Дяченко, в тени работают 95-98% таксистов.
— Легальная работа — это, в первую очередь, налоги. А поскольку для украинских пассажиров цена является главным аргументом в пользу выбора того или иного перевозчика, подавляющее большинство водителей экономят на налогах, чтобы оставаться конкурентоспособными, — рассказал нашей редакции эксперт. — Исключение составляют некоторые службы премиум-сегмента, которые ощутимо дороже массовых, и те, кто обслуживает преимущественно корпоративных клиентов и получает оплату со счета компаний.
Мы также рассказывали о том, как стать в Одессе водителем такси, не имея собственной машины.
В подавляющем большинстве случаев службы такси сегодня — это онлайн-сервис, колл-центр, диспетчерский центр. То есть люди на телефоне. В «бюджетном» сервисе водитель может зарегистрироваться онлайн — без детальной проверки. И даже зарегистрировать одну машину — а ездить на другой. Службам без бренда в основном безразлично, какой водитель и какая машина. А вот солидные сервисы к подбору кадров подходят ответственно.
— В отличие от всех других крупных служб, мы подключаем к работе таксистов исключительно в офисе при личном присутствии, — рассказал Петр Обухов. — Смотрим на человека и автомобиль. Затем в течение нескольких часов таксисты проходят обучение нашим правилам и системе.
Так что требования к водителю тем выше, чем дороже услуга такси.
— Для того чтобы избежать проблем, водителя могут проверять и через неофициальные источники, — поделился Александр Дяченко. — Справку о несудимости требовать нельзя, а наличие медсправки в наше время совсем не гарантирует, что человек не злоупотребляет. Поэтому основная информация — отзывы клиентов во время или после поездки. Ведь самый порядочный на первый взгляд водитель — с лицензией, медсправкой — на практике может оказаться совсем неблагонадежным. И если контакт-центр нормально работает или в приложении создан соответствующий функционал, пассажиры могут безотлагательно информировать службу о его неадекватном поведении.
А проинформировав о том, что в вызванном одесском такси за рулем оказался водитель явно «под кайфом», получить от службы извинения и… промокод на 100 гривен на следующую поездку. О таком случае рассказали пассажирки, которым «посчастливилось» так прокатиться. Да, каждый наверняка попадал в ситуации, когда из заказанного авто хотелось поскорей выбраться. И не секрет, что в Украине рынок такси в большей части — неподконтрольная вольница, где никто ни за что не отвечает.
На сегодняшний день, утверждают эксперты, в украинском законодательстве нет ни одного закона, который бы регулировал рынок такси. Невозможно контролировать и работу диспетчерских центров — зарегистрированы они обычно как информационные агентства. А штрафовать таксистов контролирующая их нацполиция может разве что в случае нарушения ПДД. Например, за посадку водителем, не имеющим лицензии, пассажиров на специальных остановках для такси — в размере 510 гривен. И, как правило, нелегальные таксисты спокойно идут на такой риск.
Правда, за перевозку пассажиров без лицензии штрафнику положено 17000 гривен выложить. И если бы, считают сами водители, полиция проводила реальные проверки, таксистов с лицензиями могло быть и больше.
В общем, вся надежда — на законопроект о легализации украинского рынка такси. Он сейчас внесен на обсуждение в Верховную Раду Министерством инфраструктуры.
Один из инициаторов законопроекта — Ассоциация ответственных перевозчиков. Ее эксперты предлагают государству и таксистам достаточно простую, на их взгляд, схему выхода из «тени». Вместо лицензии — патент с фиксированной платой 6000 гривен и обязательное оформление страхового полиса на случай возможного ДТП. ФОП при этом создавать не требуется. Вместе с тем водители будут внесены в новосозданный Единый реестр перевозчиков Государственной службы безопасности на транспорте, и каждый пассажир по номеру машины сможет получить информацию о такси. Кроме того, по словам Александра Дяченко, законом вводится понятие «агрегатор», а также — рейдовые проверки.
Насчет патентов водители согласны — стоимость их не заоблачная. Но при этом необходима служба, контролирующая легальность деятельности.
И Ассоциация предлагает простую, но эффективную процедуру — контрольную покупку. Проверяющие вызывают такси и, приехав на конечный пункт, осуществляют проверку. Если у водителя не окажется необходимых документов, он будет оштрафован. Штрафы за деятельность без оформления предусмотрены и для водителя, и для агрегатора в размере до 34000 гривен. Проводить рейды будут полиция, налоговая, Укртрансбезопасность.
В Ассоциации считают, что новый закон необходим и таксистам, и их клиентам.
— Ряды таксистов очистятся от проблемных водителей. Тарифы кардинально не вырастут, но заказов на каждого станет больше. Можно будет работать легально, но платить в четыре раза меньше налогов, чем требуют сейчас. И при этом не бояться налоговых проверок, — убежден Александр Дяченко. — А пассажир сохранит доступные цены на такси, получит гарантированное страхование на случай ДТП, а кроме того — водителя, который работает легально и потому заботится о качестве своих услуг.
А вот по мнению Петра Обухова, новый закон о рынке такси, по сути, создан только для одной цели — получить хоть какие-то налоги от деятельности таксистов.
— В целом я его поддерживаю, — отметил создатель такси «Бонд». — И было бы неплохо, чтобы эти сборы шли в местные бюджеты.
Машину можно поймать и на улице. Но чаще клиент пользуется мобильным приложением либо звонит в службу заказа такси.
За возможность воспользоваться информацией таких сервисов (агрегаторов) таксист платит процент с каждой поездки. Работают эти информационные службы зачастую как обычные сайты. Могут даже не иметь офиса и регистрации. Не контролируют маршрут передвижения, техническое состояние авто, физическое и психическое самочувствие водителя. И не платят налоги. А если в случае серьезной аварии такими сервисами начинают интересоваться правоохранители — просто меняют номер телефона.
Правда, крупные онлайн-платформы заказа такси типа Uber работают, как правило, легально. Сегодня именно такие сервисы постепенно занимают большую часть рынка перевозок. Хотя и не являются, по словам Александра Дяченко, такси в понимании законодательства.
— На самом деле информационные сервисы не перевозят пассажиров, а предоставляют посреднические услуги. Таким образом они сводят вместе пассажира и водителя, который, к слову, может быть как с лицензией, так и без нее, — отметил эксперт.
А такие таксисты не только налоги не платят, но и не несут ответственность в случае ДТП с пассажирами.
Классического такси — с собственным автопарком и штатом водителей — в Украине сегодня немного. Хотя работать там можно и на своей машине. Но все равно бюджетный сегмент таким службам потянуть сложно. Так что большинство водителей официально не оформлены.
Мы также рассказывали о том, как одесские таксисты-извозчики в ХІХ веке устраивали гонки по городу и меняли валюту.
За полгода стоимость аренды жилья в Одессе выросла на 50%. Город стал лидером по подорожанию… Read More
Два катера с гражданами Румынии пересекли украинскую границу на реке Дунай. Их задержали пограничники Измаильского… Read More
Во время боевого задания погиб младший сержант Алексей Готра из Тарутинской громады. Ему было 30… Read More
Виталия Граждана, который более года находится под стражей, обвиняют в вымогательстве и попытке захвата бизнеса.… Read More
Туман перед глазами, размытые контуры, потеря четкости зрения — знакомые симптомы катаракты? В Одессе впервые… Read More
Во втрорник, 14 октября 2025 года, начался 1 329-й день широкомасштабной вооруженной агрессии Российской Федерации… Read More