Статьи

Одесские истории: французский пилот Эжен Жильбер в небе Одессы

1 ноября 1909 года в Одессе состоялся первый полет французского пилота Эжена Жильбера. Он собирался пересечь Черное море на своем новом шелковом аэростате.

Вместе с Эженом Жильбером в воздух поднялись трое частных лиц. Полет проходил на высоте около 1000 метров и длился более 10 часов, однако оказался неудачным — летательный аппарат ветром отнесло на территорию Бессарабии.

Жильбер пролетел Тирасполь и Бендеры и едва не пересек румынскую границу. Приземлился шелковый аэростат, для оболочек которого использовали специальные полотнища из прорезиненной или лакированной шелковой ткани, вблизи станции Чадырлунг. Во время полета авиатор отправил несколько депеш с почтовыми голубями.

Через несколько дней после неудачного полета на аэростате, 16 ноября, Эжен Жильбер снова порадовал одесситов своим выступлением. На сей раз полет был организован руководством одесского аэроклуба специально для шаха Магомета Али, который заинтересовался деталями подъема на летательном аппарате.Шах также пожелал самолично принять участие в полете, и для него французский авиатор оставил два места в корзине шара.

Эжен Жильбер в кабине во время Первой мировой войны, 1915 год.

Во время визита в Одессу известному пилоту Эжену Жильберу было всего 20 лет. Этот «французский Уточкин» с детства увлекался техникой: в 12 лет он научился управлять трициклом, затем автомобилем, а в 16 лет стал испытателем и увлекся мотогонками.

Когда появились летательные аппараты, Жильбер переключил свое внимание на них. Он окончил летную школу, и во время Первой мировой войны сражался на фронте. После войны он совершал испытательные полеты. В мае 1918 года в очередном испытательном полете при попытке пикирования машина Жильбера развалилась в воздухе, и 29-летний пилот погиб. На его похороны прибыли официальные лица и знаменитые пилоты, а его именем назвали улицу в родном городе

Источники: odessitua.com, warspot.ru, starosti.ru.


Ранее мы рассказывали о том, как в Одессе запускали линию трамвая от вокзала до Ланжерона.

Share
Ірина Сорокіна

Начинала свою деятельность в далеком 1989 году корректором в редакции «Вечерней Одессы». Через несколько лет стала литературным редактором, работала во всеукраинском журнале «Пассаж». И наконец, доросла до корреспондента газеты «Одесская жизнь». Моя журналистская «парафия» — материалы по культуре и истории.

Recent Posts

  • Статьи

Что нужно Одессе: мэр или военная администрация? – Мнение одесситов (видео)

Действующий мэр Одессы Геннадий Труханов больше не может выполнять свои обязанности, поскольку ему приостановили украинское… Read More

15-10-2025 в 15:57
  • Новости

Сразу два одесских университета попали в престижный мировой рейтинг вузов

В престижный рейтинг Times Higher Education 2026 попали сразу 22 вуза из Украины — это… Read More

15-10-2025 в 15:32
  • Новости

Карантин или профилактика: что на самом деле происходит в школах Одесской области

В соцсетях распространяются слухи о введении карантина в школах Одесской области. Но официальные источники это… Read More

15-10-2025 в 14:31
  • Новости

Труханов не сдается: будет судиться и просить помощи у США

Геннадий Труханов заявил, что не получил официальных документов о лишении гражданства Украины и будет судиться.… Read More

15-10-2025 в 13:26
  • Новости

В Одессе назначили нового руководителя: кто заменит Труханова?

После лишения мэра Одессы Геннадия Труханова украинского гражданства, в городе появится новый руководитель. По указу… Read More

15-10-2025 в 12:13
  • Новости

В Одессе начали «лечить» аптечные вывески и требуют снести Пушкина

После общественного давления в Одессе обновляют аптечные вывески — убирают остатки «русского мира» с фасадов.… Read More

15-10-2025 в 11:47