FPV-дроны, РЭБ-системы и новейший дирижабль — все это собирают одесские разработчики для военных целей. Компания «Украинские авиационно-космические технологии» производит по 50 тысяч беспилотников в месяц. В случае необходимости это количество может увеличиться вдвое. О том, с какими вызовами сталкиваются техники, поддерживает ли государство и как разработки реально могут помочь на фронте, «Одесская жизнь» узнавала у руководителя компании. Однако настоящее его имя мы не публикуем ради безопасности.
— С чего началось ваше производство и каких масштабов удалось достичь?
— Сначала мы изготавливали дроны «на коленках» на балконе, паяли в перерывах между преподаванием на полигонах, делали технику для практики. Основной задачей для нас было научить личный состав обращаться с беспилотной авиацией. А дроны делали для себя. Потом немного масштабировались, начали производить большее количество. Сейчас мы говорим об общих потребностях — это 50 тысяч в месяц. В случае необходимости за неделю можем масштабироваться до 100 тысяч дронов. Мы постоянно обучаем людей и разрабатываем что-то новое.
— Объясните, чем обычные дроны вроде Mavic отличаются от FPV, которые вы изготавливаете?
— Mavic — это устройство общего использования. Это как простой автомобиль. Допустим, вы купили себе автомобиль «лачетти» или БМВ, обычный, коробка «автомат», сели и поехали. А FPV-дрон — это болид Формулы-1. Без специальных навыков в использовании не получится даже просто взлететь. У него больший радиус действия, больше задач, которые может выполнять, но и сложнее использование. Каждый день мы видим изменения у врага и вносим что-то новое со своей стороны, но концепция не меняется. Это беспилотный объект, техника, которая наносит удары боевой частью или ведет разведку. Меняются частоты, методы управления, различные комплексы, автонаведение, внедряется искусственный интеллект.
— Как именно изменение частот влияет на работу с врагом?
— Обычный частотный диапазон для работы FPV-дрона был 915 МГц. Чтобы помешать работе РЭБ противника — начали перемещаться по диапазону вверх и вниз. Мы поняли, что у врага есть РЭБы и устройства подавления на все диапазоны, но одновременно использовать их в одном промежутке фронта очень сложно. Радиочастоты — штука специфическая. На них работают не только дроны и РЭБы, но и авиационная связь, радиосвязь, телефония. Во-первых, они требуют очень значительных затрат энергии. А во-вторых, потерять внутреннюю коммуникацию военных они также не хотят. И поэтому мы решили, что будем использовать одновременно разные диапазоны.
— Расскажите о дирижабле. Я думала, что это устаревшая разработка, но вы ввели новые функции. Как они могут пригодиться для военных?
— Это была интересная технология. Я читал советскую литературу и наткнулся на проект «Копье Бога». Замысел в том, чтобы со спутников запускать твердосплавные штыри без взрывчатки. Они летят с орбиты на большой скорости и, контактируя с землей, создают термоядерный взрыв, потому что там слишком большая высота. Я подумал, а если мы запустим наш дирижабль километров так на 70 и что-то с него сбросим? Может, вы помните, у RedBull был такой парашютист, который прыгал с воздушного шара из стратосферы. Так что это реально, и у нас исчезает много проблем. Во-первых, ракеты ПВО обычно не взлетают выше 10-15 километров. Во-вторых, другие системы, которые могут помешать навигации работают до двух километров высотой. К тому же шар хорошо ловит связь, легко управляется и почти незаметен.
— Насколько сейчас удобно вести такой бизнес и есть ли поддержка государства?
— Сейчас очень оживленные изменения в потребностях. Сегодня надо камеры обычные, завтра ночные, послезавтра надо цифровые, потом тепловизионные. Сегодня на таких частотах, через два дня на других, а потом уже надо не квадрокоптер, а самолет. Это очень плохая бизнес-модель, непрактичная, требует большого количества специфических инженерных навыков. Специалистов сейчас очень мало, потому что это хобби было популярным в 2000-2006 годах. Это уже взрослые ребята, которым не хочется сидеть с паяльником. Кто был очень патриотичный, уже давно воюет, кто был менее патриотичный — уехал. Но я понимаю, для чего мы это делаем. Мы не можем отказать людям. Нам говорят — надо другое, значит, будем делать другое.
— Удается ли вам зарабатывать на вашем деле?
— У нас есть какой-то доход. Однако вся прибыль, плюс еще сверху, если кто-то поможет, идет на разработку. Потому что каждая разработка — это сотни или тысячи потерянных дронов и самолетов, разбитых и утопленных. Никто это не компенсирует. Я ходил в органы власти, предлагал совместные проекты, но пока положительных ответов еще не было. Может, мы еще не на том уровне, не знаю, может их это не очень интересует.
— Кто ваш основной покупатель?
— В основном, это военные. Происходят и прямые закупки, и тендерные. Когда мы пытаемся работать масштабнее с государством, появляются какие-то ограничения. Для нас тендерные отношения — это что-то новое. И документооборот, который, по сути, военный, это тоже для нас необычное явление. Конечно, для нас самое интересное — это сотрудничество с Минобороны непосредственно. Ведь сейчас мы можем производить значительно больше, однако эти расходы не перекрыть только за счет частей, с которыми сотрудничаем.
— Что касается комплектующих для дронов, для РЭБ-систем, всего ли вам достаточно? Есть ли уже варианты того, что ваше производство станет автономным?
— На данный момент мы изготавливаем самостоятельно рамы, композитные лопасти, пропеллеры и прочее. Но вопрос актуальный — это запрет вывоза комплектующих из Китая с 1 сентября. И как мы с этим будем работать. Производство электроники очень специфическая вещь. Мы пока не можем это сделать. Я очень надеюсь, что мы дождемся государственной программы и объединим усилия, чтобы вместе с украинскими компаниями сделать большое производство комплектующих. И это не только дроны. Это многие виды техники, которые будут требовать электроники, которую раньше мы тоже заказывали в Китае.
— Есть ли вероятность, что такие производства, как ваше, могут полностью прекратить деятельность?
— Я думаю, что производство у нас не остановится. Мы всегда находим выход из всех ситуаций. Идеи есть.
Читайте также: Старый украинский самолет с винтом сбивает российские дроны над Одессой (фото, видео)
В части Приморского района Одессы в пятницу, 22 ноября 2024 года, временно отключат воду. Причина… Read More
В ЮНЕСКО дали ответ на нашумевшее «Одесское письмо», в котором противники деколонизации топонимов, названных в… Read More
Завтра, в пятницу, 22 ноября 2024 года, в Украине и, в частности, в Одессе и… Read More
21 ноября Украина отмечает День Достоинства и Свободы в Украине - один из знаковых государственных… Read More
По прогнозу Гидрометцентра Черного и Азовского морей, завтра, в пятницу, 22 ноября 2024 года, в… Read More
Арцизскую громаду Одесской области вновь всколыхнуло трагическое известие: на фронте погиб уроженец села Главани Денис… Read More